Размер A
A Закрыть

из истории Совета депутатов

 

Становление Советов в районе.

Давайте познакомимся  с историей создания Советов депутатов  Каргатского  района, ибо только через познание и осознание прошлого приходит любовь к настоящему.

2014 год – юбилейный для  нашей области и нашего района. Вместе с  Законодательным  Собранием  Новосибирской области   мы отмечаем 20-летие законотворческой деятельности в современной России,  наш район ещё отмечает 90-летний юбилей со дня образования района. А  аппарат  Совета депутатов встречает   94 годовщину начала работы   Советов на нашей территории.

Именно эти юбилеи стали поводом для подведения итогов, анализа работы представительного органа – Совета депутатов Каргатского района - и его достижений в истории развития местного самоуправления района, заставили оценить, переосмыслить деятельность народных избранников за все эти годы, чтобы, взяв на заметку лучшее, работать и дальше с максимальной отдачей.

Для истории временной промежуток в 90 лет – миг, не говоря уже о 20 годах.  Но сколько политических страстей, сколько славных дел вместили эти годы для тех, кто вернул Советы из исторического небытия, был избран в его состав и работал, выполняя волю избирателей...

Советы – представительные органы государственной власти как в центре (в Москве), так  и на местах. Как форма политической  организации возникли в России в период революции 1905-1907 гг. в виде Советов рабочих депутатов. В период февральской буржуазно-демократической  революции (1917г.) повсеместно были созданы Советы рабочих и солдатских депутатов, крестьянских депутатов.

После освобождения Западной Сибири от колчаковских войск (декабрь 1919г.) в апреле-мае 1920 года были проведены выборы Советов всех уровней.

Так в истории района, согласно материалам, хранящимся в отделе архивной службы, появляется первая запись:

Каргатский районный Совет  рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Каргатского уезда Новониколаевской губернии.

Впоследствии административно-территориальная подчинённость районного Совета неоднократно менялась:

с сентября 1924 г.  – Каргатского района Новониколаевской губернии;

с 25.05 1925 г. – Каргатского района Новониколаевского округа Сибирского края;

с 12.02.1926 г. -  Каргатского района Новосибирского округа Сибирского края;

с 30.07.1930 г. -  Каргатского района Западно - Сибирского края.

Именно этим годом датируются  первые документы из архивного фонда.

Районный Совет являлся полноправным органом власти и осуществлял свою деятельность через исполком (исполнительный комитет). Исполком подчинялся районному Совету и вышестоящему областному исполкому. Пленум исполкома вырабатывал принципиальную линию работы, а президиум занимался административно-организационными вопросами. Вся оперативная работа концентрировалась в отделах исполкома. Совет и исполком решали вопросы хозяйственного и социально-культурного строительства, устанавливали районный бюджет, утверждали планы социально-экономического развития, обеспечивали их выполнение, руководили местной промышленностью, сельским хозяйством, решали вопросы здравоохранения, народного образования, социального обеспечения.

Первым председателем Каргатского районного исполнительного комитета был т. Литвинский. Это был 1931 год, что интересно - в документах только фамилии, даже без инициалов. Это материалы о заседаниях Каргатской районной пятёрки (5человек в комиссии) по ликвидации кулачества как класса.  Списки на 23 листах, раскулачиванию подверглись граждане из 29 сельсоветов, входящих в структуру района. Среди них были и такие, как Амировский с/с, Рожденственский, Уфимский, Ганчихинский, 1ый и 2ой Троицкие с/с, Правобережной, Воздвиженский и другие.

Решения принимались очень жёсткие, нпр.,

«За невнимательное отношение к оформлению материалов и представлению материалов о выселении некоторых крепких середняков ( а слово написано с ошибкой – через «и»), предсельсовета т. Константинову (Карган) и уполномоченному Райпятёрки Копытову объявить строгий выговор и предупредить последних, если и в дальнейшем будет продолжаться такое положение, они будут отданы под суд».

Среди исторических документов вызывают интерес и протоколы заседаний специальной тройки (3 человека, которые решали судьбы людей) по рассмотрению кулацких хозяйств на предмет лишения избирательных прав и высылки за пределы района. Списки на 37 листах. История, которую вы изучаете по учебникам,  не обошла стороной  и наш район.

Документы, датируемые с 1934 года по 1937 год, подписаны председателем Каргатского РИКа – товарищем Денисовым.                                                                                           

С 5 декабря 1936 года у совета новое название - Каргатский районный Совет депутатов трудящихся Каргатского района Западно-Сибирского края. Исполнительный Комитет.

Года не прошло и территориальные перемены дали новое название  уже на 40 лет - Каргатский районный Совет депутатов трудящихся Каргатского района Новосибирской области. Исполнительный комитет. В предвоенные и тяжёлые военные годы председатели  РИКа  менялись часто:

до осени 1941 года  - Сулешко Георгий Степанович.  В составе совета было 42 депутата.

по октябрь 1942 года – Мадалиц Ф.В. (депутатов -25)

с октября 42 года по март 1946 – т. Г.Фомин

Послевоенное время – время восстановления, строительства и развития территории, на депутатах лежит большая ответственность. Возглавляют Исполнительный комитет РайСовета:

с марта 1946 года – Поляков Иван Георгиевич

с 1949 по 1953 годы – Ф.А.Титарев (в это время на территории района действует 94 колхоза!)

с 28.02 1953 года  - Яцуненко Алексей Фёдорович ( в депутатском корпусе 28 депутатов);

с 06.02.1956 года  - Ситников Алексей Дмитриевич (депутатов - 35)

с 11.03 1961 года – Васильев В.А. (депутатов 38, а в 1966 г – уже 75!)

с 1968 года – председатель Исполкома – Денисов Иван Фёдорович

с 1973г по август 1979 года – председателем Исполкома Райсовета был  Полиенко Кирилл Матвеевич. В это время с октября 1977 года у Совета новое название: « Каргатский районный Совет народных депутатов Каргатского района Новосибирской области. Исполнительный комитет».

Самый большой срок (10 лет) занимал данный пост, вплоть до 1989 года – Скороход Николай Степанович. Он и сегодня здравствует, пожелаем ему здоровья и благополучия.

Как мы видим, семьдесят пять лет местные органы входили в систему органов государственной власти.

Становление Советов нового формата пришлось на начало 90-х годов. Это был период кардинальных политических, социальных, экономических преобразований в стране.  После десятилетий подавления государственной машиной всякого инакомыслия и волеизъявления – вдруг абсолютная свобода. Привыкнуть к ней было непросто… Да и принять её было сложно.

В 1990 году, когда был принят закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяй­ства в СССР», вошел в современный отече­ственный законодательный лекси­кон термин «местное самоуправле­ние».   В 1991 году появился Закон РСФСР «О местном самоуп­равлении в Российской Федерации», в нем подробно говорилось, что и как местной власти надлежит делать.

Именно в эти сложные девяностые с 1991 года по 1993 возглавлял уже Каргатский районный Совет народных депутатов Каргатского района Новосибирской области из  64 депутатов Коршик Анатолий Лукич.

Вот одно из принятых решений от 26.09.1991г. «Об информации по деятельности президиума и исполкома в период с 19 по 21 августа 1991года».

Заслушав и обсудив сообщение председателя районного Совета народных депутатов  т. Коршика А.Л., районный Совет решил: Признать действия президиума исполкома и руководства районного Совета народных депутатов в период с 19 по 22 августа, когда развёртывались события в связи с государственным переворотом, взвешенными и соответствующими Конституции РСФСР и Конституцией СССР».

 Только стали учиться жить по-новому, руководить по-новому, как в  октябре 1993г. Указом Президента РФ были ликвидированы Советы народных депутатов всех уровней, и началось реформирование всех ветвей власти.

С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 года местное самоуп­равление получило полновесную правовую основу, нормами Консти­туции был установлен самостоя­тельный уровень публичной власти в нашем Отечестве. С принятием Конституции  была открыта новая страница истории Отечества – страница становления демократии. Школу демократии должен пройти каждый гражданин России – и тот, кто только вступает во взрослую жизнь, и тот, за плечами которого большой жизненный опыт.

Следующие муниципальные выборы  в Территориальный Совет депутатов  Каргатского района Новосибирской области прошли в 1996 году. Из числа депутатов был выбран председатель – Габидулин Георгий Менгалиевич. Ему депутаты оказывали доверие дважды, выбирая председателем Совета до 2005 года. Ярким, блистательным оратором он не был, зато был человеком деловым, порядочным и сдержанным, умел сгладить противоречия, погасить лишние эмоции, прислушивался к здравым предложениям. И та атмосфера, которая царила в Совете, складывалась не без его участия.

Тогда депутаты действовали в уникальных и предельно сложных условиях правового вакуума, образовавшегося после распада советской системы. Начинали с чистого листа… 

Компьютеров не было, протоколы и документы приходилось печатать на машинках. Но им многое удавалось. Депутаты утверждали местный бюджет и отчёт о его исполнении, устанавливали местные налоги и сборы, определяли в соответствии с законодательством РФ льготы, утверждали программы социально-экономического развития территории, контролировали деятельность Главы администрации ...

В 2005 году прошли выборы в Совет депутатов Каргатского района первого созыва.

Это уже  новая история, её  начали писать  наши современники и которую мы продолжаем сегодня. Этот Совет, - по мнению депутатов первого созыва, - как первая любовь – все внове, все памятно. Они чувствовали, что реально могут влиять на историю своего района, а потому делали то, что определит его развитие на годы вперед и чего никто до них не делал. Эту сложную, трудную работу делали председатель Совета депутатов Каргатского района первого созыва – Ляхов Анатолий Гаврилович и его заместитель – Флек Валерий Александрович.  Мне кажется, уже тогда депутаты умели поставить интересы людей на первое место, а политические споры – на второй. В работе Совета I созыва от­сутствовал романтический период. Грядущая реформа местного само­управления, реформирование жи­лищно-коммунального хозяйства, неустанно совершенствующееся российское законодательство тре­бовало разработки и принятия цело­го массива нормативных правовых документов

 В 2005 году Президент обозна­чил четыре приоритетных нацио­нальных проекта. На долю района выпало три, связанных с об­разованием, здравоохранением и жильем. К такого рода инициативам необходимо было подключаться сразу. Те, кто долго запрягает и не готов пе­рестроить работу, остаются на обо­чине праздника жизни. Депутатам предстояло в короткие сроки рассмотреть и принять муни­ципальные программы по реализа­ции приоритетных национальных проектов. Без принятия программ на местном уровне не гарантировалось их финансирование из федерально­го и областного бюджетов. Требова­лось начать работу по контролю за ходом реализации национальных проектов. Необходимо заметить, что программно-целевой подход в ре­шении приоритетных проблем районного хозяйства стал клю­чевым. В 2005-2006 годах параллельно с изменениями, внесенными в закон о местном самоуправлении, приня­ты новая редакция Бюджетного ко­декса РФ, новый Федеральный за­кон о бюджетной классификации, внесены существенные изменения в Налоговый и Земельный кодексы, в новые Градостроительный и Жи­лищный кодексы РФ.  Это суще­ственно осложнило формирование местной правовой базы. В 2009 году  был принят новый Устав района, современный и прогрессивный.

А в марте 2010 года прошли новые выборы депутатов второго созыва. Удивительно интересный состав - люди самых разных социальных слоев, профессий, политических убеждений. Умные, честные люди, которые пришли в Совет в силу личных амбиций не лоббировать интересы своих отраслей, а делать большое, исторически важное дело.

Статистический итог работы Совета депутатов II созыва на сегодняшний день таков: 28 заседаний; 372 решения. Но работы у депутатского корпуса гораздо больше, чем показывают цифры. Это созидательная деятельность каждого из депутатов, представляющих различные слои населения, политические партии, придерживающихся разных убеждений. Задача всех этих людей - находить общие пути решения проблем, трудясь во благо народа.

Ведь любой представительный орган только тогда необходим и эффективен, если составляющие его депутаты относятся к своим обязанностям с должным рвением, стремясь не «для галочки», а по-настоящему вдумчиво и серьезно знакомиться с документами, вносимыми в Совет для рассмотрения. Народные избранники, согласно Уставу, наделены большими полномочиями. Именно они утверждают бюджет, корректируют его при необходимости и принимают отчеты о его исполнении. Вся эта работа требует внимательной и кропотливой работы с документацией – проектами бюджета и программами развития, муниципальными правовыми актами, отчетами различных ведомств и дополнительной информацией.

В 2013году нам предстояло утвердить бюджет на 2014 и плановый период 2015-2016 годов с учетом того, что доход­ная часть бюджета снижалась. Сни­жение доходной части бюджета было вызвано, как изменившимися усло­виями его формирования, так и сни­жением размера дотаций из феде­рального бюджета. Несмотря на де­фицит, в бюджете в полной мере были сохранены приоритетные со­циальные расходы, расходы на со­циальную поддержку населения и обеспечение важнейших соци­альных программ. Это обстоятельство способствует  сохранению уровня жизни населения района.

Стремительно летит время с момента избрания действую­щего депутатского корпуса. Совет стал постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти нашего района, кузницей законов, по которым живёт и развивается район. Утверждение бюджета, социальная защита и поддержка населения, предпринимательства, сохранение стратегически важного для района сельхозпроизводства, установление льгот, в целом создание условий для благоприятного социально-экономического развития района - все эти задачи легли на плечи депутатов в процессе совместного с администрацией нормотворчества. Но его полномочия не ограничиваются сферой законодательства. Если администрация, как исполнительно-распорядительный орган принимает решения в рамках оказания муниципальной услуги населению, то Совет депутатов Каргатского района  ответственен  за  обеспечение конституционных прав жителей района.

Надеюсь, что сегодня, в очень непростое для района  время, нас объединяет общая цель – стремление к конструктивному взаимодействию, направленному на поиск оптимальных вариантов решения проблем района, работа в интересах наших граждан.

За всем этим стоит напряжённый труд депутатов, многие из которых известные люди, талантливые руководители, настоящие патриоты своего района. Именно благодаря им, местная власть смогла доказать свою дееспособность, показала умение решать множество вопросов, свя­занных с текущим управлением района, видеть перспективу его раз­вития, умение реализовать ряд го­сударственных обязательств и обес­печивать обратную связь с населе­нием.

Подводя итоги сказанному, хочу сказать, что перед каждым депутатским корпусом  время ставило свои задачи, но все они были объединены стремлением создать в районе условия для экономического процветания и социального благополучия. Но главной задачей Советов депутатов было и остается создание и развитие правовой системы района как основы экономического, социального и политического развития всей области, что обеспечивает возможность каждому человеку жить свободно и уверенно в завтрашнем дне.

Шаг длиною в 94 года  опреде­лил современный облик  Советов, шаг длиною в 90 лет  опреде­лил современный облик  нашего района, шаг длиною в 20 лет  опреде­лил современный облик  нашей области и нашей страны!

 

Председатель Совета депутатов

Каргатского района  Новосибирской области

второго  созыва  Н.А.Зубарева

 

Имя файла Размер
A Compressed file К 14 февраля.rar Preview in Google Docs Viewer 846.64 KB

Президент России1022 157 smalldumanso2