Земельно-правовые нормы в 2020 году: понятие и классификация

Норма права — общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормы права, как и другие социальные нормы, устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида и коллективных образований — от государства до различных социальных групп. Норма права — это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, ряд возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения.

  • Норма земельного права — установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу использования и охраны земельных ресурсов.
  • Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государством правила поведения субъектов земельных правоотношений.
  • Земельно-правовые нормы характеризуются теми же признаками, что и другие виды норм права:
    1. общеобязательностью (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
    2. формальная определенностью (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
    3. связью с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением и стимулированием);
    4. предоставительно-обязывающим характером (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
    5. системностью (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура земельно-правовой нормы

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Структура земельно-правовой нормы включает:

    • гипотезу,
    • диспозицию,
    • санкцию.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие.

Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы.

Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация.

В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Диспозиция указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий.

Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства.

В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях — ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция  — это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий.

Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы.

Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Основные виды земельно-правовых норм

1) в зависимости от содержания:

    • исходные (конституционные — определяют основы правового регулирования);
    • общие (присущи общей части отрасли права);
    • специальные (относятся к отдельным институтам отрасли права).

2) в зависимости от характера:

    • материальные (регулятивные и охранительные) (те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например, право на получение земельного участка, обязанность содержать плодородие угодий и т.д.);
    • процессуальные (устанавливают порядок заявлений, просьб и ходатайств по предоставлению земли, порядок обжалования решений, процедуру рассмотрения земельных споров и т.п.).

3) в зависимости от функций:

    • регулятивные;
    • охранительные (восстановление нарушенных прав).

4) регулятивные в зависимости от способа правового регулирования:

    • управомочивающие;
    • обязывающие;
    • запрещающие.

Подробнее об  обязывающих, запрещающих и управомочивающих нормах земельного права

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой.

В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст.

14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

5) в зависимости от методов правового регулирования:

    • императивные (властных предписаний) — обязывающие и запрещающие;
    • диспозитивные (свобода усмотрений) — управомочивающие.

6) в зависимости от круга лиц:

    • общие (общераспространенные);
    • специальные (специально распространенные — ограниченный круг).

7) в зависимости от сферы действия:

    • федеральные;
    • региональные;
    • локальные (см. ст. 2 ЗК РФ).

8) в зависимости от юридической силы:

    • правовые нормы законов;
    • правовые нормы подзаконных актов.

9) в зависимости от субъектов правотворчества:

    • принятые госорганами;
    • принятые негосударственными структурами (народным референдумом).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-zemelno-pravovich-norm-i-ich-klassifikatsiya

7 Тема 2. Земельные правовые нормы и правоотношения

2
часа

  1. Понятие земельных правовых норм и их виды. Механизм реализации земельных правовых норм.

  2. Понятие земельных правоотношений и их виды.

  3. Объекты земельных правоотношений.

  4. Субъекты земельных правоотношений.

  5. Содержание земельных правоотношений.

  6. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Задача 1

Арендодатель
обратился в арбитражный суд с иском к
арендатору о признании незаключенным
договора аренды земельного участка.

В
обоснование своих требований арендодатель
указал на то, что договор аренды земельного
участка, заключенный сроком на 11 месяцев
не прошел государственную регистрацию,
а согласно закону субъекта федерации
на территории которого находится
земельный участок, все договоры аренды
недвижимого имущества подлежат
государственной регистрации независимо
от сроков аренды.

Решите
дело.

В
каких случаях осуществляется
государственная регистрация прав на
земельные участки и сделок с ними?

Какие
субъекты наделены правом издавать
нормативные акты по вопросам определения
круга прав на недвижимое имущество и
видов сделок с ним, подлежащих обязательной
государственной регистрации? Какие
нормативные акты устанавливают это
право?

Задача 2

Законом
субъекта Российской Федерации «Об
основаниях (случаях) бесплатного
предоставления и предельных размерах
земельных участков, предоставляемых
гражданам в собственность» установлено,
что «земельный участок для обслуживания
жилого дома — земельный участок,
предназначенный для обслуживания
(эксплуатации) существующего жилого
дома (квартиры в жилом доме), включающий
в себя земельный участок, находящийся
непосредственно под жилым домом
(квартирой в жилом доме), и прилегающую
к нему территорию с хозяйственными
постройками, и земельный участок,
используемый для огородничества
(приусадебный участок)»

Соответствует
ли приведенное в законе субъекта
Российской Федерации определение
земельного участка нормам Земельного
кодекса РФ? Обоснуйте ответ

Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Земельно-правовая
норма
— это
правило поведения субъектов земельных
отношений, которым они должны
руководствоваться, совершая свои
действия и поступки, принимая ответственные
решения.

Институты
Общей и Особенной части земельного
права состоят из правовых норм, являющихся
первичными «клетками», ячейками
земельного права.

  Занимая
центральное место в правовом механизме
земельного права и обеспечивая связь
и взаимодействие всех его элементов,
правовые нормы выступают средством
правового регулирования земельных
от­ношений, ориентируя деятельность
их участников на обеспечение рационального
использования земель и санкционированные
государ­ством правила поведения
субъектов земельных правоотношений.
Зе­мельно-правовые нормы характеризуются
следующими признаками: общеобязательность,
формальная определенность, системность
и государственная природа.

  •    Выделяются
    различные виды земельно-правовых норм.
  •    В
    зависимости от характера предписания
    и способа воздействия на участников
    правоотношений выделяются процессуальные
    и регулятивные
    нормы.
  •    Регулятивные
    нормы бывают: запретительными (запрещающими
    совершать те или иные действия),
    уполномочивающими на совершение
    определенных действий и обязывающими
    совершить какие-либо действия.
  •    Процессуальные
    земельно-правовые нормы делятся на:
  •   -правонаделительные
    (определяющие порядок предоставления
    земель),
  •  
    правообеспечительные

    (устанавливающие порядок проведения
    землеустройства),
  •  
    правоохранительные

    (регламентирующие порядок разрешения
    земель­ных споров) и
Читайте также:  Как рассчитывается налог на гараж в 2020 году в россии

 
правопрекращающие
(определяющие
порядок прекраще­ния прав на земельный
участок). Возможны и иные классификации
земельно-правовых норм, например по
институтам земельного права.

   Админис­тративный
механизм реализации земельно-правовых
норм имеет в своей основе императивный
подход к поведению участников земель­ных
отношений.

Одной из мер административного
воздействия, име­ющего целью обеспечить
рациональное использование и охрану
земель, является установление твердого
порядка изъятия и предоставления
земельных участков.

Среди мер
административно-правового воздействия
большое значение имеет государственный
контроль за использованием земли.

   Существует
также экономический
механизм
правового регулиро­вания земельных
правоотношений.

Он складывается из мер
двойственного характера
позитив­ного
(экономическое стимулирование
пользователей земельных участков
действовать в соответствии с
земельно-правовы­ми нормами) и
негативного
(оказывают влияние на экономический
интерес пользователя через изъятие у
него части получаемого от земли дохо­да
— взимание платы за пользование землей,
а также взимание платы за загрязнение
земель).

Земельно-правовая
норма, как и всякая иная правовая норма,
имеет свою внутреннюю структуру, т. е.
составные части, связанные между собой
определенным логическим содержанием.

Структура
земельно-правовой нормы

   Земельно-правовая
норма имеет обязательные элементы, без
которых нормы права как таковой быть
не может.

   Обязательными
элементами
земельно-правовой нормы являются
гипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотрим
их по отдельности.

   1.
Гипотеза
земельно-правовой 
нормы определяет условия,  при которых
возможно ее применение. Эти условия
выражаются, как правило, в наличии
фактов, имеющих юридическое значение.

Например, для изъятия земель
сельхозпредприятий для государственных
или общественных нужд необходим такой
юридически-фактический состав, как
решение на то компетентного государственного
органа; осуществление процедуры  
предварительного согласования  
мест размещения объекта на изымаемом
участке, возмещение сельхозпредприятию
убытков, причиненных изъятием земельного
участка, и т.п.

   Если
гипотеза правовой нормы не соответствует
фактическим обстоятельствам дела, то
данную земельно-правовую норму применять
нельзя. Так, если гражданин, заявивший
о предоставлении ему земельного участка
для ведения крестьянского хозяйства,
не достиг возраста 18 лет, то норму о
праве граждан на ведение крестьянского
хозяйства к нему применять нельзя.

   2.
Диспозиция 
земельно-правовой  
нормы   выражает   правило  
поведения, закрепленное в норме либо
вытекающее из ее смысла.

Например, в ЗК
РФ закреплено правило эффективно
использовать землю, однако в чем это
заключается — в законе не раскрыто.

Исходя из смысла законодательства,
можно сделать вывод о том, что
землепользователи  должны,  с 
одной   стороны,   максимально 
полно  и  экономно использовать
площадь предоставленной земли, а с
другой — повышать качество земли как
средства производства.

   Диспозиция
правовой нормы зачастую содержится в
нескольких нормативно-правовых актах.
Так, обязанности агронома хозяйства
предусмотрены в правилах внутреннего
трудового распорядка хозяйства и других
нормативно-правовых актах, предусматривающих
основные правила работы на земле.

   3.
Санкция
земельно-правовой
нормы — обязательный элемент, без
которого норма не может быть эффективной.

   Санкцией
правовая норма отличается от иных норм,
не имеющих правового характера (от
научно обоснованных систем земледелия;
от земледельческих традиций, господствующих
в данном регионе; от моральных норм и
т.п.).

   Санкция
правовой нормы выражается в наказаниях
за совершенные нарушения земельного
законодательства, а также в неблагоприятных
последствиях, наступающих в случае
ненадлежащего поведения субъектов
земельных правоотношений.

Структурные
части земельно-правовой нормы (гипотеза,
диспозиция, санкция) излагаются в
статьях, пунктах, подпунктах того или
иного нормативного акта по-разному.

Особенности
земельно-правовых норм
.
Поскольку нормы земельного права
действуют в определенной логической
взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют
позитивные (положительные) действия
людей, другие — правоохранительные —
охраняют их от нарушений, то в
законодательной практике допускается
раздельное их формулирование.

Во
избежание нежелательных повторений в
земельном законодательстве имеются
также отсылочные статьи — нормы, которые
не излагают полностью их содержания, а
отсылают к другим статьям данного или
иного нормативного акта.

Применяется
и прямой способ изложения тех или иных
элементов правовой нормы — без отсылки
к другим статьям нормативного акта.

Виды
земельно-правовых норм
:

  1. обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи заземлю;

  2. запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;

  3. управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

Источник: https://studfile.net/preview/5564583/

Виды земельных отношений в 2019 году: объект и предмет, по характеру регулирования, по функциям, по назначению | Земельный эксперт

1506

Содержание статьи:

Земельные отношения

  • Земельные отношения представляют собой взаимодействия между физическими и юридическими лицами, публично-правовыми образованиями и государственными органами, направленные на оптимальное владение, пользование, распоряжение и охрану земельных территорий, как необходимых элементов жизнедеятельности людей, проживающих в пределах одной страны. Понятие и виды земельных правоотношений регулируются Конституцией РФ (статьи 9, 36, 58, 72), Земельным Кодексом, а также рядом федеральных законодательных актов, к числу которых можно отнести:
  • Надо сказать, что данные законы – основные, но не единственные нормативные правовые акты, регулирующие обширный круг земельных правоотношений.
  • Сторонами (субъектами) земельных отношений вправе выступать юридические и физические лица, органы муниципалитетов, государственные структуры. При этом, законом предусмотрены конкретные статусы сторон:
  • Все указанные лица (кроме обладателей сервитута) признаются правообладателями земельного участка.

Объектом земельных взаимоотношений выступает земля, земельные участки и их части. Земельный участок, в свою очередь, представляет собой определенную часть земной поверхности, обладающую конкретными индивидуально-определенными характеристиками.

Земельные взаимоотношения основываются на конкретных юридических фактах. К таковым следует отнести решение суда, административный акт органа власти, договор либо соглашение, форс-мажорные обстоятельства.

Предметом правоотношений выступают вопросы владения и пользования землей, как основой жизнедеятельности субъектов на определённой территории.

Классификация земельных правоотношений может проводиться по различным основаниям.

  • процедурные – устанавливают порядок действий контрольных органов;
  • процессуальные – упорядочивают действия юрисдикционного органа (чаще всего суда);
  • материальные – устанавливают участникам взаимоотношений их права и обязанности.

Земельные отношения по характеру правового регулирования

Земельное право предусматривает две методики регулирования взаимоотношений: диспозитивную и императивную. Каждая из методик обладает общими и специфическими особенностями.

В основу императивной методики заложено закрепление обязанностей, запретов, подлежащих исполнению. Данный способ регулирования имеет большое значение для содержания земельных прав.

Установленные законодательными документами обязанности для сторон земельных правоотношений исключают отклонения в их выполнении.

В случаях невыполнения сторонами указанных обязанностей или появления признаков уклонения от их выполнения, последует наказание в рамках действующего закона.

Создание запретов – это начертание границ должных и возможных линий поведения для сторон земельных взаимоотношений. Данные действия позволяют:

  • пресечь возможность сторонам взаимоотношений реализовать свои цели и желания в ущерб государственным и общественным интересам;
  • предоставить сторонам способы выполнения возложенных обязанностей и достижения результатов, не противоречащих интересам государства и общества.

При диспозитивной методике сторонам взаимоотношений даётся свобода выбора способа реализации поставленных задач. Существует 3 типа диспозитивной методики урегулирования земельных взаимоотношений:

  1. Рекомендательный. Позволяет участнику самому выбрать альтернативную линию поведения при выполнении возложенных задач. Поэтому, например, рекомендации, которые даёт государство, лишь способствуют правильному выбору решения.
  2. Делегирующий. Предоставляет участнику свободу в очерченном кругу полномочий.
  3. Санкционирующий. Позволяет участнику самостоятельно принять решение о внедрении в жизнь своих полномочий и представить его на утверждение госструктурам. Лишь только после этого решение субъекта обретёт юридическую силу.

Земельные отношения по характеру выполняемой функции

Земельные взаимоотношения по характеру выполняемой функции делятся на две группы: правоохранительную и регулятивную. Каждая из групп наделена некоторыми нюансами.

Регулятивные взаимоотношения отражены в нормах земельного права. Они устанавливают особый порядок действий, которые выполняют стороны таких взаимоотношений.

Правоохранительные взаимоотношения имеют существенное отличие от регулятивных. Основным отличием является причина их возникновения. Такие взаимоотношения появляются в случаях, когда одна из сторон уклоняется от установленных норм законодательных документов в области охраны земли.

Тогда и возникает необходимость оказать на субъект юридическое воздействие. Также отношения могут возникнуть в ситуации, когда лишь появилась угроза нарушения земельных законов.

Поэтому с целью предупреждения совершения противоправных действий, органом, уполномоченным на осуществление контроля в данной сфере проводятся охранительные мероприятия.

Земельные отношения по целевому назначению

Виды земельных правоотношений по целям использования определяются исходя из принадлежности земель к определенным категориям. Существуют следующие группы земель:

  • земли сельскохозяйственного назначения – находятся вне зоны населённых пунктов, и используются в сельскохозяйственной сфере;
  • земли населённых пунктов – расположены в границах поселения и используются с целью его развития;
  • земли водного фонда – это территории, покрытые поверхностными водами, занятые гидротехническими сооружениями;
  • земли лесного фонда – это территории, которые нужны для роста либо восстановления растительности лесных массивов;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов – это земли, которые можно причислить к фондам научных, рекреационных, оздоровительных, эстетических, историко-культурных ценностей;
  • земли промышленной отрасли, космической деятельности, телевизионных и радиовещательных каналов, энергетического комплекса, транспорта – располагаются за чертой поселка, и используются с целью поддержания работы промышленных объектов и отраслевых структур.
  • земли запаса – участки, находящиеся в собственности государства или муниципалитета, не предоставленные гражданам или организациям
Читайте также:  Тарифы на электроэнергию в московской области в 2020 году

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  • субъектами земельно-имущественных отношений выступают российские юридические или физические лица, органы муниципалитета, государственные органы;
  • основными направлениями земельных взаимоотношений принято считать отношения, которые связаны с правовым урегулированием земельных вопросов, с решением задач оптимального использования и охраны земель.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по видам земельных отношений

Вопрос: Какие полномочия предписаны субъектам РФ в области земельных взаимоотношений? Евгений

Ответ: Евгений, на основании ФЗ №499 и №66 субъектам РФ дана возможность резервировать и изымать территории земельных участков с целью удовлетворения потребностей страны, а также разрабатывать и внедрять краевые или местные программы по защите и использованию земельных богатств, размещенных на территории страны.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/vidy-zemelnyx-otnoshenij/

Земля как объект земельных правоотношений: понятие, виды и классификация

Среди объектов недвижимого имущества выделяется земля как особый объект земельных правоотношений. Легального определения к термину «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права.

Однако, понятие земли можно встретить терминах и определениях Государственного стандарта, согласно которому земля представляет собой элемент природной среды, имеющий территориальный базис и являющийся важным средством производства и экономики государства.

Нередко термин «земля» отождествляют с термином «почва», которая определяется как плодородный слой земли. В сельском хозяйстве почва имеет важное значение, так как благодаря этому слою земли происходит выращивание сельскохозяйственной продукции.

  • Понятие земельного участка содержится в земельном законодательства РФ, согласно которому понимается часть поверхности земли, границы которой определяются в соответствии с законом.
  • Земельный участок выступает объектом земельных правоотношений, поэтому его точное определение позволяет использовать участниками правоотношений в своих целях.
  • В Российской Федерации с появлением частной собственности происходит активное вовлечение земельных участков в гражданско-правовой оборот.

Граждане все чаще совершают сделки с земельными участками с целью удовлетворения личных потребностей с учетом его свойств. Земельный участок по гражданскому законодательству является недвижимостью, поэтому совершая сделки, на их участников возлагаются дополнительные обязанности по использованию и охране.

Признаки земельного участка

Чтобы использовать земельный участок в качестве объекта земельных отношений, необходимо определить его признаки, к которым можно отнести следующее:

  1. Земельный участок это некая территория, расположенная на поверхности земли и имеющая измерения по площади.
  2. Земельный участок имеет качественные характеристики, а именно обладает плодородными свойствами, что дает возможность в определении его целевого назначения.
  3. Земельный участок имеет средства идентификации, согласно которым можно отграничить от иных объектов земли.
  4. Как специфический объект земельных правоотношений, подлежит государственному кадастровому учету.
  5. Земельный участок имеет строго целевое назначение и подлежит охране со стороны землепользователя.

Соотношение объектов земля и земельный участок

Выделение разных объектов «земли» и «земельного участка» в правоотношениях между участниками имеет своей целью правовую регламентацию порядка использования и охраны.

Так, например, когда речь идет об использовании, то в договорах и иных документах встречается термин «земельный участок», который активно вошел в гражданский оборот.

Когда речь идет о правовой охране, то тогда упоминается термин «земля». Данные термины имеют тесную взаимосвязь между собой и являются практически идентичными понятиями.

  1. Покупая земельный участок, гражданин исходит из того, что он может выращивать сельхозпродукцию и извлекать иные полезные свойства, благодаря плодородному слою почвы.
  2. В зависимости от целевого использования в законодательстве выделяются различные категории земель.
  3. Например, земли населенных пунктов предназначены для проживания граждан, а земли сельскохозяйственного назначения имеют строгое целевое использование – выращивание сельхоз продукции.
  4. Говоря о термине «земля» в законодательстве предусмотрен ряд мероприятий по ее правовой охране.

Понятие и виды земельных правоотношений в законодательстве РФ

В процессе приобретения земельных участков граждане вступают в различные правоотношения, как с другими лицами, так и с органами государственной власти.

Суть земельных правоотношений заключается в том, что они складываются в процессе осуществления прав на землю, ее использования и охраны. Земельные правоотношения регулируются специальной нормой права, именуемой Земельным кодексом РФ.

Осуществляя сделки с земельными участками, отношения также могут регулироваться гражданским законодательством, а когда речь идет об охране земли, то может и природоохранным законодательством.

Земельные отношения являются предметом рассмотрения отрасли российского права – земельного права.

Классификация земельных правоотношений

Чтобы отметить характер правового регулирования различных земельных правоотношений их можно классифицировать по различным основаниям:

По характеру правового регулирования они делятся на:

  • материальные, то есть в процессе вступления в отношения по использованию земли, ее участники наделяются правами и обязанностями, установленными нормой права;
  • процессуальные призваны регулировать порядок приобретения гражданами прав на землю, вопросы отчуждение прав на землю и иные сделки.

По характеру выполняемой функции, делятся на:

  • регулятивные, то есть реализующиеся в процесс осуществления участниками земельных отношений своих субъективных прав и обязанностей;
  • охранительные – реализуются при наложении санкций на виновную сторону правоотношения в совершении правонарушения.

По целевому назначению земельные правоотношения могут делиться на:

  • сельскохозяйственные, когда граждане или организации приобретают земли сельскохозяйственного назначения и совершают с ними различные сделки;
  • отношения, возникающие в ходе использования земель населенных пунктов, определяются порядок застройки территорий и проживания граждан на определенной территории;
  • отношения, возникающие по использованию промышленных объектов;
  • отношения, по использованию особо охраняемых территорий, например, заповедников, заказников, национальных парков;
  • отношения по использованию водных объектов и лесных участков, расположенных на земельных участках;
  • отношения, возникающие по использованию земель запаса, например, земель подвергшихся загрязнению.

Структура земельных отношений

Структура земельных отношений включает в свой состав присущие ей элементы, а именно субъектный и объектный состав, основания возникновения и прекращения правоотношений.

Круг субъектов, довольно разнообразен. К ним можно отнести граждан, иностранных граждан, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти и местное самоуправление.

Объектов правоотношений выступает земля, земельный участок и часть земельного участка.

Основанием для возникновения или прекращения правоотношений служат юридические факты.

Содержание земельных правоотношений

  • Юридические факты в земельном законодательстве это те обстоятельства, которые зарождают общественные отношения, изменяют и прекращают их.
  • Например, основанием возникновения права на землю, может быть совершение купли-продажи с другим гражданином, заключение договора аренды.
  • Земельные отношения могут прекращаться по решению органа государственной власти или в добровольном порядке.
  • Например, за использование земли с нарушением его целевого назначения, земельный участок может быть изъят в доход государства или муниципального образования.
  • Также гражданина в любое время может отказаться от использования земли и передать его по своему усмотрению кому-либо.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/zem-pr/zemlya-kak-obekt-zemelnyx-pravootnoshenij.html

Понятие, особенности и виды норм земельного права. Принципы земельного права

Объекты земельных отношений: земля как природный объект и ресурс, земельные участки, части земельных участков

Под термином «объект» (от лат. «objectum» — «предмет») в философии понимается «то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект правоотношения в юриспруденции — это то, по поводу чего возникает само правовое отношение, на что направлены субъективные права и юридические обязанности»[1].

  • В соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) выделяется 3 объекта земельных отношений:
  • 1) земля как природный объект и природный ресурс;
  • 2) земельные участки;
  • 3) части земельных участков.

Система земельного правакак отрасли права — упорядоченная внутренняя структура права, состоящая из совокупности составных элементов – норм права. Отдельные правовые нормы складываются в группы норм, которые именуются правовыми институтами.

Место каждого правового института в системе земельного права определяется не произвольно, а определяется в соответствии с его значением и конкретной ролью в этой системе.

Читайте также:  Что такое кадастровый квартал земельного участка в 2020 году

Таким образом, нормы, составляющие правовой институт, регулируют однородную сферу земельных отношений.

Земельное право как отрасль, имеет свою систему, состоящую из Общей части, в которой закреплены основополагающие институты, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом и находящие свое отражение в положениях Особенной части, которая в свою очередь включает институты, регулирующие особенности использования семи категорий земель.

Все отрасли российской правовой системы взаимосвязаны между собой и порой весьма трудно провести между ними четкую границу.

Конституционное право для земельного права, как и для всех отраслейроссийского права, имеет центральное значение. Положения Конституции РФ являются общеобязательными правилами поведения, которые имеют прямое действие и важнейшее значение для земельного права, так как устанавливает руководящие, исходные начала земельной политики государства.

Земельное право как наука.Если предметом земельного права как отрасли права является «только тот круг общественных отношений, на который направлено действие земельно-правовых норм, то предметом земельно-правовой науки является все то, что способствует развитию земельного законодательства и совершенствованию практики его применения».

Каждой отрасли права, включая земельное право, при изучении требуется научно — познавательная деятельность, как особый вид умственной деятельности, специализирующейся на земельных отношениях и построенной по научной системе.

  1. Вследствие этого предмет науки земельного права существенно шире предмета отрасли земельного права. Это выражается в том, что:
  2. — земельно-правовая наука изучает предмет земельного права, осуществляет исследование его специфических признаков, а также вырабатывает предложения по совершенствованию правовых норм;
  3. — земельно-правовая наука также изучает сами земельно-правовые нормы, раскрывая их «проблемные» стороны и формирует рекомендации по их ликвидации;
  4. — земельно-правовая наука изучает сложившуюся практику правового регулирования, вырабатывая рекомендации по ее совершенствованию.
  5. Понятие, особенности и виды норм земельного права. Принципы земельного права
  6. Земельно-правовая норма, как и любая правовая норма, обладает своей внутренней структурой, части которой связаны между собой определенным логическим содержанием: гипотеза, диспозиция и санкция.
  7. Гипотеза — описание условий действия правовой нормы, диспозиция – указывает на должное поведение субъектов земельно-правовых отношений и санкция соответственно правоохранительная норма, которая может отсутствовать в правовой норме.
  8. Процесс познания земельно-правовой нормы называется ее толкованием, который иногда осложняется, например тем, что в законодательстве имеются отсылочные нормы.
  9. Под источником земельного права в юридическом смысле обычно «понимаются нормативно-правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения»[2].

Источники земельного права можно классифицировать по различным критериям, например по территории действия на: федеральные, региональные и местные; по кругу субъектов на: общие и специальные. Статья 2 ЗК РФ определяет иерархию правовых актов, регулирующих земельные отношения.

Самая распространенная классификация источников по юридической силе, при которой выделяются следующе виды источников: Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законодательные акты, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти, нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Право собственности на земельные участки представляет собой наиболее полное вещное право, включающее в себя правомочия владения, пользования и распоряжения. Правомочие владенияозначает основанную на законе возможность собственника осуществлять господство над вещью, фактически обладать ею.

Правомочие пользования – это основанная на законе возможность собственника извлекать полезные свойства вещи. Так, земельный участок может быть пространственным базисом для размещения объектов недвижимости или средством производства в сельском хозяйстве.

Правомочие распоряжениявыражается в возможности определения юридической судьбы земельного участка путем изменения его принадлежности, состояния или назначения.

Законодательно определены особенности правового режима земельных участков как объектов права собственности, субъекты данного права, а также особенности содержания права собственности на земельные участки.

Таким образом, специфика отношений собственности на земельные участки предопределена особенностями правового режима объекта этого права, правового статуса субъектов, а также содержания права.

Объектом права собственности выступает индивидуально определенный земельный участок. Впервые в ЗК РФ закреплено понятие земельного участка, указывающее на необходимость его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав.

Так, на основании пункта 3 статьи 6 этого нормативного акта земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами (статья 25 ЗК РФ). Основаниями возникновения, ограничения и прекращения права являются юридические факты, наиболее распространенными видами юридических фактов – оснований возникновения прав на земельные участки являются следующие.

1. Решение органа государственной власти или местного самоуправления. В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ такой юридический факт является основанием возникновения прав на земельный участок в двух случаях: бесплатном предоставлении земельного участка в собственность или его предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц на основании решения органа власти может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных статьей 39.5 ЗК РФ, а также в случаях, определенных законами субъектов Российской Федерации.

Приобретение прав на земельные участкипредставляет собой правоотношение, возникающие на основании рассмотренных выше юридических фактов.

При этом по вопросу о соотношении понятий «юридический факт» и «основания приобретения (возникновения) права» наблюдается единство научных позиций, основывающихся на выводе о том, что основания возникновения прав на земельные участки являются разновидностью юридических фактов.

Однако мнения о соотношении данных понятий с понятием «способ возникновения (приобретения) права» единообразием не отличаются.

Большинство научных позиций в данной сфере представлены двумя основными мнениями: либо понятие юридического факта – основания приобретения права и способа его приобретения отождествляются, либо они рассматриваются в качестве двух различных, но взаимосвязанных между собой правовых явлений.

Причем, в первом случае нельзя не признать, что способ приобретения права практически может отождествляться с понятием «юридический состав» как совокупности юридических фактов, необходимых для возникновения конкретного правоотношения. Однако представляется, что использование нескольких синонимов для обозначения одного и того же правового явления вряд ли является уместным.

Права на земельные участки могут быть ограничены законом, договором, судебным решением.

В качестве ограничений права ЗК РФ (статья 56) определены особые условия использования земельных участков, охраны окружающей среды, начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков.

Одним из распространенных видов ограничений прав являются ограничения, устанавливаемые решением органа власти о резервировании земель, которые влекут правовое последствие – запрет на приватизацию земельного участка. Ограничения прав также подлежат государственной регистрации.

Прекращение прав на земельные участки может быть реализовано различными способами.

Наиболее распространенной является классификация способов прекращения прав на земельные участки на добровольные (совершение сделок, в том числе отказ от прав на земельный участок) и принудительные (реквизиция, конфискация, национализация, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также прекращение прав на земельные участки в связи с совершением земельного правонарушения). Так, в соответствии со статьей 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В целомнормы, определяющие порядок и особенности прекращения прав на земельные участки, можно подразделить на три основные группы.

Одной из основных целей юридической ответственности является обеспечение рационального использования земель, сохранения и улучшения плодородного слоя. В любой отрасли права юридическая ответственность явление многостороннее и сложное.

Как правовой институт ответственность за земельные правонарушения включает в себя совокупность правовых норм, устанавливающих неблагоприятные последствия для субъекта, совершившего правонарушение в области использования и охраны земель.

[1] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2000. С. 237

[2]Общая теория советского земельного права. М., 1983. С. 171; Земельное право России / Под ред. В.В. Петрова. М., 1998. С. 37; Земельное право: Учебник / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева. С. 25; Жариков Ю.Г.

Земельное право России. М., 2006. С. 37—38; Ерофеев Б.В. Земельное право России. С. 85; Чубуков Г.В. Земельное право России. С. 42. Также см.: Теория права и государства / Под ред. В.В.Лазарева. М., 1997. С.

124

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s7741t9.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector