Правовая охрана земель в российской федерации в 2020 году

14.05.2018

В России все вопросы, касающиеся использования земель, их защиты и пр. регламентирует закон о земле в 2020 году. Правовой документ устанавливает процедуру передачи участка в собственность, оформление его в аренду и прочие нюансы.

Земельный Кодекс 2020 года: официальный текст и основные положения

ФЗ 136, устанавливающий правила использования земельных участков, был принят депутатами федерального парламента в 2001 г.

В него неоднократно вносились поправки, которые были нацелены на то, чтобы привести официальный текст документа в полное соответствие с существующими законодательными нормами.

Кроме того, депутаты принимали изменения, необходимые для сохранения актуальности представленных в проекте сведений.

Основные положения закона

Действующая редакция законопроекта состоит из 18 глав и 103 статей. Они определяют ключевые моменты землепользования:

  • основные положения и определения касаются принципов формирования законодательных норм в отношении владения землей, установлены полномочия региональных властей, описаны принципы формирования, деления и объединения земельных участков;
  • сформированы принципы охраны земель, а также использования наделов, которые подверглись загрязнению опасными веществами;
  • определено право собственности, перечислены ситуации, в которых гражданин получает право владения участком, установлена собственность субъектов и муниципалитетов;
  • сформированы правила ограниченного использования чужой земли, стандарты аренды и права безвозмездного пользования;
  • перечислены ситуации, в которых возникает право на участок, определен перечень правоустанавливающих документов и расписаны особенности оформления договора купли-продажи;
  • установлены правила, которых обязаны придерживаться владельцы или арендаторы земельных наделов в отношении использования участков;
  • сформирован список ситуаций, в которых гражданина могут лишить права собственности, аренды, бессрочного пользования. Описаны положения, позволяющие конфисковать землю или ограничить права на нее;
  • определен перечень убытков, которые обязан возместить собственник/арендатор при ухудшении состояния надела;
  • регламентировано рассмотрение спорных вопросов, касающихся установления права собственности;
  • установлена плата за землю и проведение оценочных действий;
  • сформированы положения мониторинга землеустройства и резервирования участков для государственных либо муниципальных нужд;
  • перечислены полномочия в сфере землепользования, определен государственный, муниципальный и общественный контроль;
  • законом установлена ответственность за нарушения в сфере использования и охраны земель;
  • определены стандарты пользования земель сельскохозяйственного назначения;
  • регламентированы участки, находящиеся в границах населенных пунктов, сформированы принципы их деления и расположения границ;
  • классифицированы земли особого назначения. В них входят участки, относящиеся к промышленным предприятиям, сфере энергетики, транспорта, обороны и проч.;
  • установлены стандарты использования наделов особо охраняемых территорий и объектов;
  • определены правила охраны и использования земель лесного и водного фондов, запаса.

Читать так же:  ​​Закон о продаже энергетических напитков несовершеннолетним

В сфере охраны объектов установлены правила и цели обеспечения защиты. Утверждено проведение оценки и экспертизы территорий.

Также законопроект определяет возмещение убытков, которые касаются ухудшения качества используемых участков. У субъектов и муниципалитетов есть определенные способы воздействия на нарушителей.

Ответственность за несоблюдение законодательства определена в тексте документа.

Согласно положениям действующего закона, все территории могут быть разделены, в зависимости от целей их использования:

  • сельскохозяйственного значения;
  • населенных пунктов;
  • промышленных, транспортных, коммуникационных, производственных объектов;
  • особо охраняемые зоны;
  • земли лесного, водного фонда, земли запаса.

В последней редакции правового документа определен порядок выделения земельных объектов в собственность.

При этом необходимо учесть, принадлежит территория государству, региону, муниципалитету либо находится в частной собственности.

Для регистрации участка будущему владельцу потребуется предоставить установленные законом документы. Земли могут быть выделены в бессрочное пользование, могут передаваться по наследству и проч.

Действующие нормы документа

В законопроекте описаны основные правила землепользования. При этом установлена правовая база, позволяющая соблюдать предписанные нормы. Основополагающие принципы базируются на следующих определениях:

  • земля составляет основу жизнедеятельности жителей РФ;
  • все законодательные нормы направлены на охрану земли. Защита территорий является приоритетом государственной политики;
  • сделан уклон на сохранении жизни и здоровья жителей страны;
  • владельцы земельных участков вправе принимать решения, которые непосредственно касаются территорий, находящихся в собственности;
  • земельные наделы неразрывно связаны с объектами, располагающимися на их территории;
  • ценные объекты должны сохраняться в первую очередь;
  • за пользование землей взимается установленная плата (кроме случаев, которые предусмотрены в законодательстве);
  • участки разделены согласно своему значению;
  • территории могут находиться в государственном, региональном, муниципальном владении;
  • земельное законодательство не связано с гражданским;
  • должны соблюдаться интересы как самих жителей, так и общества.

Земля может рассматриваться как природный объект или как отдельные земельные участки. При этом участвовать в формировании земельных отношений могут жители, предприниматели, регионы и муниципалитеты.

Правки и изменения в 2020 году

Последние изменения, которые действуют и в нынешней редакции документа, парламентарии внесли в 2017 году. Был дополнен текст некоторых разделов:

  • добавили положение, касающееся образования территорий, связанных с возникновением временных населенных пунктов;
  • включили пункт об участках, которые могут входить в состав научно-технических центров;
  • внесли изменения, касающиеся особенностей согласования схем расположения участков, и дополнили статью о данных особо охраняемых территорий;
  • определен раздел, устанавливающий процедуру предварительного согласования выделения объекта;
  • схема выделения участка должна быть согласована с прочими законодательными нормами.

Читать так же:  ​​​​Задолженность по ЖКХ

Скачать Земельный Кодекс 2020 года

В юридическом документе предусмотрены все нюансы, касающиеся отношений землепользования. Предлагаем скачать закон о земле по следующей ссылке, которая содержит текст в последней редакции.

Земельный Кодекс в полной мере описывает возможности использования земли и охраны территорий различного назначения. В него включены разделы, касающиеся оформления участков в собственность, и процедура возможного их изъятия.

Источник: https://zakonoved.su/zemelnyy-kodeks-rf.html

Основы земельного права. Основные направления законодательного обеспечения реализации государственной политики в сфере использования и охраны земельных ресурсов

  • Глава I. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
  • Глава II. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
  • Глава III. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
  • Глава IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
  • Глава V. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
  • Список литературы

Гарантированное российским законодательством право пользования землей призвано обеспечить основы жизнедеятельности человека и направлено на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности в соответствии с провозглашенными в Конституции РФ целями политики Российской Федерации как правового и социального государства.

Конституция РФ закрепляет, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9).

Статья 42 Конституции России гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду, статья 58 Конституции установила, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В связи с этим одним из главных направлений развития земельного законодательства как предмета совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов является обеспечение сохранения, рационального и эффективного использования земельных ресурсов — главного богатства и достояния народов Российской Федерации.

Указанные направления развития земельного законодательства имеют актуальное значение в свете задач модернизации экономики страны и перехода на инновационный путь развития, что с неизбежностью повлечет усиление антропогенной нагрузки на окружающую среду в целом .

В связи с этим вопросы правового обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земельных ресурсов принадлежат к числу наиболее актуальных как в теории права, так и в практике правового регулирования земельных отношений, а также в сфере государственного управления земельными ресурсами и охраной окружающей среды.

———————————

Подробнее см.: Харьков В.Н. Задачи земельного законодательства в сфере обеспечения инновационного развития России // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 12: В 2 т. Т. 2. М.: ООО «Издательство «Юрист», 2012. С. 273 — 277.

Особую значимость проблемы обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель приобрели в связи с ухудшением экологического состояния земельных ресурсов, сокращением площади плодородных земель, используемых в сельскохозяйственном производстве, и эти процессы характерны для многих субъектов Российской Федерации.

В Государственном (национальном) докладе о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2012 году (далее — Доклад) указано, что в соответствии с данными государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды практически во всех субъектах Российской Федерации продолжается тенденция по ухудшению состояния земель.

Среди опасных негативных процессов на территории Российской Федерации в Докладе отмечаются интенсивное развитие эрозии, дефляция, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и другие процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота.

———————————

См.: http://rosreestr.ru.

В частности, согласно данным, содержащимся в Докладе, водной эрозии подвержено 17,8% площади сельскохозяйственных угодий, ветровой — 8,4%, переувлажненные и заболоченные земли занимают 12,3%, засоленные и солонцеватые — 20,1% сельскохозяйственных угодий.

Наиболее опасными в эрозионном отношении являются территории Приволжского (50,0%), Южного (16,0%) и Центрального (13,0%) федеральных округов. Процессы заболачивания в наибольшей степени развиты на территории Центрального (31,0%) и Сибирского (23,0%) федеральных округов, засоления — Южного (около 50,0%) и Сибирского (примерно 30,0%) федеральных округов.

Также в Докладе указано, что в Российской Федерации опустыниванием в той или иной мере охвачено 27 субъектов Российской Федерации на площади более 100 млн. га.

Наряду с перечисленными, отмечается в Докладе, продолжают развиваться и другие негативные процессы, а именно: дальнейшее сокращение общей площади сельскохозяйственных угодий; уменьшение площади орошаемых и осушенных земель, ухудшение их мелиоративного состояния и хозяйственного использования; нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне; загрязнение почв тяжелыми металлами, радионуклидами. В результате развития указанных процессов экологическая устойчивость природных систем понижается.

Негативное влияние на состояние земельных ресурсов оказывает и экономическое положение субъектов права землепользования.

Так, отмечается в Докладе, в 2012 году повсеместно отмечался добровольный отказ сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других производителей сельскохозяйственной продукции от предоставленных им ранее земель, связанный с их неудовлетворительным экономическим состоянием. Как и прежде, ликвидировались сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства. При этом часто нерешенным оставался вопрос дальнейшей судьбы земельных участков. Вследствие этого в кадастровых документах сведения о таких земельных участках продолжали учитываться как сведения о землях сельскохозяйственного назначения, используемых теми или иными юридическими и физическими лицами для сельскохозяйственного производства.

В Докладе указано, что, по данным статистических наблюдений, общая площадь земельных участков, ликвидированных в результате банкротства сельскохозяйственных организаций, но числящихся за предприятиями в государственном кадастре недвижимости, по состоянию на 1 января 2013 года составила 16,6 млн. га.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что не удалось преодолеть негативную тенденцию к выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что было охарактеризовано Правительством РФ как одна из угроз не только продовольственной, но и геополитической безопасности России . Вопросы состояния земель в свете задач по обеспечению благоприятного состояния окружающей среды неоднократно поднимались на заседаниях Президиума Государственного совета Российской Федерации .

———————————

См.: Концепция Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 — 2017 годы и на период до 2020 года». Утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.11.2012 N 2071-р // Собр. законодательства РФ. 2012. N 46. Ст. 6386.

Источник: http://greatreferat.ru/harkov_zemelnoe_pravo4.php

Объекты интеллектуальной собственности: правовая охрана, оборот, защита в 2020 году

ПРОГРАММА БИЗНЕС-КЛАССА:

ОПОРНЫЕ ТЕМЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ

  • Последние изменения в законодательстве о защите интеллектуальной собственности (ИС), прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и прав на средства индивидуализации
  • Позиция ВС РФ по спорным вопросам правоприменения норм части четвертой ГК РФ
  • Новое в сфере регулирования авторского права, патентного права, права на ноу-хау и пр.
  • Сделки с объектами ИС: особенности, сложные ситуации
  • Досудебная и судебная практика по спорам, связанным с защитой ИС и прав на РИД
  • Новое в регулировании защиты авторских прав в сети Интернет
  • Госрегистрация перехода исключительных прав на объекты ИС, регистрация сделок с объектами ИС
  • Антипиратские законы и проблемы их правоприменения
  • Ответственность за нарушения законодательства о защите ИС, прав на РИД и прав на средства индивидуализации

ПРАВА НА ИС И РИД

  • Источники права в сфере защиты нематериальных активов
    • Законодательство в области интеллектуальной собственности (нормы ГК РФ, Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в части, касающейся прав на РИД и объектов ИС, других НПА): экспертный обзор последних обновлений
    • Разъяснения ПП ВС РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой ГК РФ»: обзорный анализ
  • Защита прав на интеллектуальную собственность (ИС)
    • Уточнение правового смысла понятий «интеллекутальная собственность», «права на результаты интеллектуальной деятельности», «средства индивидуализации»
    • Основные способы защиты прав на РИД (судебный запрет, взыскание убытков, взыскание компенсации, публикация судебного решения в СМИ и пр.): особенности применения, проблемные ситуации
    • Договорные способы защиты прав на РИД, прав на средства индивидуализации и на иные НМА
    • Как выбрать наиболее эффективный способ защиты прав ИС в конкретной ситуации
    • Феномен «перекрестной» охраны ИС (выбор двух и более режимов для защиты)
    • Исключительное право на РИД. Определение долей каждого правообладателя в совместном исключительном праве на РИД
    • Учет вины нарушителя. Проблемы определения размера ответственности за нарушения прав на РИД. Новое о пределах ответственности. Особенности определения ответственности при длящемся нарушении. Взыскание убытков
    • Позиция ВС РФ, практика Суда по интеллектуальным правам в части защиты прав на ИС: обзор, выводы эксперта
  • Права на служебные РИД: создание и оформление
    • Понятие служебного РИД. Виды РИД, признаваемые служебными по ГК РФ
    • Защита прав работника и работодателя в процессе создания служебных РИД
    • Выплата вознаграждений авторам: проблемные ситуации
    • Регистрация прав на служебные РИД
    • Коммерциализация прав на РИД
  • Правовая охрана РИД в режиме коммерческой тайны (ноу-хау)
    • Понятие ноу-хау (секрета производства) и его соотношение с понятием коммерческой тайны, патентной защитой
    • Охрана конфиденциальности ноу-хау
    • Последние изменения в ГК РФ и актуальная судебная практика
    • Позиция ВС РФ по вопросам применения норм о праве на секрет производства (ноу-хау), праве на фирменное наименование и пр.
    • Заключение лицензионных договоров о передаче прав на ноу-хау: правовые нюансы
  • Патентное право
    • Соотношение изобретения, полезной модели, промышленного образца, ноу-хау
    • Изобретение и промышленный образец как объекты патентного права
    • Механизм временной правовой охраны промышленных образцов (549-ФЗ от 27.12.2018)
    • Малые изобретения: новые нормы ГК РФ, проблемы правоприменения
    • Позиция ВС РФ по спорам об авторстве (соавторстве) на изобретение, полезную модель или промышленный образец
    • Практика патентования в России: анализ основных ошибок и упущений, рекомендации
  • Авторские и смежные права: нормы ГК РФ, позиция ВС РФ
    • Случаи свободного использования объектов авторских прав
    • Коллективное управление авторскими правами
    • Судебная защита авторских и смежных прав
  • Защита права на товарный знак: досудебные и судебные способы
    • Исключительное право на товарный знак. Столкновение товарных знаков, правила и эволюция «треугольника»
    • Переход исключительного права на товарный знак. Проблемные ситуации в связи с госрегистрацией перехода исключительного права на товарный знак к новому правообладателю (Постановление КС РФ от 03.07.2018 № 28-П)
    • Оспаривание регистрации товарных знаков. Использование товарных знаков третьими лицами
    • Досудебная процедура и претензионный порядок защиты прав на товарный знак
    • Защита товарных знаков в суде: гражданско-правовые, административно-правовые и уголовно-правовые способы и средства
    • Позиция ВС РФ по вопросам использования товарного знака после подачи заявки, но до его регистрации
    • Взыскание компенсации за нарушение авторских прав и прав на товарный знак
    • Актуальная практика Палаты по патентным спорам
  • Особенности защиты программ для ЭВМ и баз данных как объектов авторского права
    • Основания для возникновения правовой охраны, признаки охраноспособности, регистрация прав на программы для ЭВМ и базы данных
    • Передача и предоставление исключительного права на программу для ЭВМ, базу данных
    • Способы защиты прав на программу для ЭВМ
    • Судебная практика защиты исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных
  • Защита прав ИС в сети Интернет
    • Особенности защиты авторских прав и борьба с «пиратством». Российский антипиратский закон: основные нормы, регулирующие распространение информации в телекоммуникационной среде, практика их применения
    • Юридическая практика борьбы с нарушениями авторских прав и нелегальным контентом в сети Интернет
    • Проблемные ситуации при противодействии «пиратству» и защите прав на ИС в сети Интернет
    • Споры, связанные с использованием в сети Интернет доменных имен, ключевых слов, размещением баз данных и программ для ЭВМ
    • Ответственность интернет-провайдеров: законодательное регулирование, основные выводы из судебной практики
  • Борьба с контрафактной продукцией и параллельным импортом. Таможенный реестр объектов ИС

СДЕЛКИ С ОБЪЕКТАМИ ИС И ПРАВАМИ НА РИД: ПРАВОВАЯ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА, НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ

  • Сделки с объектами ИС: практические вопросы
    • Коммерциализация прав на РИД. Регулирование коммерческого оборота объектов ИС
    • Порядок регистрации перехода прав, регистрации сделок с правами на РИД
    • Особенности оформления прав на РИД в договорах купли-продажи, поставки, подряда, консалтинга, аутсорсинга и пр.
    • Создание и оформление прав на РИД по ГПД со сторонними организациями (договоры о выполнении НИОКР, об оказании услуг и пр.)
    • Приобретение прав на РИД по лицензионным договорам и договорам отчуждения исключительных прав
    • На что необходимо обращать внимание при составлении договоров. Положения о возмездности в договорах
    • Особенности совершения сделок с Интернет-ресурсами и доменными именами
    • Договорные условия о защите ИС: формулирование, ошибки, обязательные элементы, практические рекомендации. Формулировки, которые помогут законно ограничить деятельность контрагента в связи с использованием РИД. Проблема включения в договор мер ответственности за нарушения условий использования РИД. Риски нарушения прав третьих лиц
    • Основные методы злоупотребления правом при заключении договоров, связанных с объектами ИС
    • Признание сделок с объектами ИС недействительными, роль формальных факторов
    • Как на практике оценить риски при приобретении / передаче прав (рекомендации эксперта)
    • Правила госрегистрации отчуждения / перехода права на РИД: практика, правовые позиции КС РФ, разъяснения ВС РФ
  • Налоговые аспекты сделок по распоряжению правами на РИД. Новое в налогообложении РИД (в т. ч. НИОКР)
  • Защита от недобросовестной конкуренции в сфере оборота объектов ИС: практические аспекты

ЛЕКТОРЫ:

Медведев Сергей Валерьевич — к.ю.н., LL.M., патентный поверенный РФ, партнер юридической фирмы «Городисский и партнеры»

Нарежный Валерий Владимирович — к. э. н., советник юридической фирмы «Городисский и Партнеры»

Старженецкий Владислав Валерьевич — к.ю.н., первый заместитель декана факультета права НИУ ВШЭ, действительный государственный советник юстиции 2-го класса. Член Научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам

Авакян Елена Георгиевна — исполнительный директор НК «Содействие развитию корпоративного законодательства», советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» , преподаватель кафедры интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета им.О.Е. Кутафина (МГЮА), действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 2-го класса. Член экспертного совета Суда по интеллектуальным правам

ФОРМА УЧАСТИЯ:

Служба клиентской поддержки ИРСОТ:

Участники (0)

Источник: https://zakon.ru/Conference/Conference/7722

ГОСНОВОСТИ.РФ › В Совете Федерации обсудили проблемы правового использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов

Нужен баланс между развитием, сохранением, использованием и охраной земель особо охраняемых территорий в целях построения эффективной правовой политики в сфере земельного законодательства, считает Сергей Лисовский.

В Совете Федерации прошел «круглый стол» на тему «Правовые проблемы использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов».

Вел заседание первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский Лисовский Сергей Федоровичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Курганской области .

«Россия богата особо охраняемыми территориями, но и проблем, связанных с их правовым режимом тоже немало», — заявил сенатор.

  • Он напомнил, что в следующем году российская заповедная система будет отмечать 100-летний юбилей, в связи с чем 2017 год объявлен в Российской Федерации Годом особо охраняемых территорий.
  • Необходимо сохранить баланс между развитием, сохранением, использованием и охраной земель особо охраняемых территорий и объектов в целях построения эффективной правовой политики в сфере земельного законодательства, подчеркнул сенатор.

В соответствии с действующим законодательством к особо охраняемым территориям относятся земли, имеющие особое природоохранное, оздоровительное и иное ценное значение. За последние годы в России проведена масштабная работа по расширению системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ), и на сегодняшний день они охватывают более одиннадцати процентов площади страны.

Основными законами, регулирующими использование земель ООПТ, являются Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».

Вместе с тем, несмотря на «весомую» долю этой категории земель законодательству о правовом режиме в этой сфере уделяется недостаточное внимание, что влечет к ухудшению качества таких земель, особенно ООПТ.

«Круглый стол» на тему «Правовые проблемы использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов»

1 из 9

Д. Шатохин и В. Марков

3 из 9

«Круглый стол» на тему «Правовые проблемы использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов»

4 из 9

«Круглый стол» на тему «Правовые проблемы использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов»

5 из 9

«Круглый стол» на тему «Правовые проблемы использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов»

6 из 9

«Круглый стол» на тему «Правовые проблемы использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов»

8 из 9

«Круглый стол» на тему «Правовые проблемы использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов»

9 из 9

В настоящее время отсутствует единый порядок создания ООПТ, не предусмотрена процедура упразднения (ликвидации) этих земель или изменения их режима охраны и так далее.

В частности, в некоторых субъектах РФ, например, в Республике Саха (Якутия) значительная часть (70–80 процентов) ООПТ регионального значения находится на землях государственного лесного фонда и перевод этих участков в земли особо охраняемых территорий очень затруднен.

Участники заседания отмечали, что в России необходим единый подход в сфере развития системы ООПТ, который существует во многих развитых странах.

По мнению экспертов, в связи с отсутствием объединяющего начала в деятельности регионов по вопросам ООПТ существует необходимость формирования единой методической базы, серии рекомендаций для субъектов РФ по таким вопросам, как принципы формирования региональных сетей ООПТ, процедура создания ООПТ, определение границ, целей, задач и режимов особой охраны ООПТ.

По итогам дискуссии ее участники приняли рекомендации в адрес Федерального Собрания России, Правительства РФ и субъектов Российской Федерации.

В мероприятии приняли участие представители субъектов Российской Федерации, Министерства экономического развития РФ, Министерства культуры РФ.

Источник: https://gov-news.ru/news/568008

Мероприятия по охране земельного участка в 2019 году: виды нарушений, цели и методы охраны земли | Земельный эксперт

1265

Содержание статьи:

Цели охраны земель

Понятие правовой охраны земель – это комплекс мер, предусмотренных законодательными документами и направленных на обеспечение правильного пользования землей, увеличение ее плодородия и уровня защищённости от разрушения, истощений. Охрана земель – один из основополагающих принципов земельного права.

Она содержит комплексную методику подхода к земельной территории, как к сложному природному механизму.

Вопросы и задачи, связанные с охраной земельных участков регулируются 12 и 13 статьями ЗК РФ, а также Постановлением Правительства РФ № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

Цели охраны земель предусматривают:

  • создание механизма проверки и учёта экологического состояния земельных угодий;
  • обеспечение процесса по возрождению и улучшению почвы, которая подвергалась деградации;
  • обеспечение рационального землепользования;
  • предотвращение разрушения и деградации грунтовой поверхности.

Государственный контроль за использованием и охраной земель выполняется уполномоченными муниципальными и государственными органами в соответствии с действующими российскими законами (ст. 71, 72 главы XII ЗК РФ).

Нарушения состояния земель

Существует несколько типов нарушений состояния земли: нарушение поверхностного покрова, захламление, деградация, загрязнение.

Каждый из указанных типов возникает вследствие нерационального использования земельных наделов и бесхозяйственной деятельности лиц, пользующихся земельными ресурсами.

Также большое влияние на состояние земельных территорий могут оказать и отрицательные природные явления.

Деградацией земельных угодий является совокупность антропогенного и природного процессов, приводящих к изменениям в функциях грунта, к качественному и количественному регрессу состава земельного покрова, понижению степени хозяйственно-природной важности земельной территории. К основным видам деградации почвы относится:

  • засоление (осолонцевание);
  • заболачивание;
  • агроистощение;
  • опустынивание;
  • засорение;
  • эрозия (под влиянием ветра или воды);
  • физическая и технологическая деградация.

Под уровнем деградации грунта подразумевается характеристика состояния земли, которая отражается на свойствах и качестве почвенного покрова. Деградация достигает максимального уровня, когда становится испорчен или уничтожен почвенный покров.

Загрязнением земли являются изменения состава почвы через попадание в неё веществ, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье и жизнь людей, и на качество выращиваемой на таких землях сельхозпродукции. Это может быть почва, содержащая опасные вещества, уровень которых выше установленных норм. Наиболее часто загрязняется земля сельскохозяйственного назначения.

Захламлением земельных участков являются действия, связанные с размещением на почве различных предметов (определенных как мусор). Результатом таких действий станут проблемы в использовании территорий по их целевому назначению.

Нарушением поверхностного покрова земли является полное либо частичное разрушение почвы из-за неосторожных или умышленных действий по отношению к ней.

К земельным территориям с этим типом нарушения относится грунт, на котором поменян либо снят гумусовый слой.

Такой грунт непригоден для дальнейшего использования, если на нем предварительно не восстановить плодородный слой почвы.

Методы охраны земельных участков

Контрольные и надзорные органы РФ разрабатывают федеральные, региональные и местные программы охраны земель, которые включают список различных мероприятий, направленных на защиту почвы с учётом воздействия на неё природных явлений и хозяйственной деятельности. Такие мероприятия делятся на 2 основные группы: защитные и ликвидационные.

В ликвидационную группу вошли мероприятия, которые осуществляются с целью возрождения плодородия земли, рекультивации нарушенной почвы и ликвидации итогов возникших захламлений и загрязнений.

К защитной группе относится несколько типов мероприятий:

  1. Направленные на обеспечение защиты грунта от ветряных либо водяных эрозий:
    • гидротехнические – направлены на регулирование поверхностного стока вод методом изготовления террас, дамб, небольших платин, дренажных систем, бетонированных оврагов;
    • лесомелиоративные – это способы создания и правильного ухаживания за защитными лесонасаждениями, расположенными на площадях, которые находятся в эрозионной опасной зоне;
    • агротехнические – это действия направленные на обработку грунта, выращивание сельхозкультур и использование противоэрозионного севооборота.
  2. Направленные на защиту сельхозугодий и иных территорий от зарастания сорняковыми кустарниковыми растениями и мелколесьем, от селей или подтоплений, заболачиваний, иссушения.

Заключение

В завершение следует обратить внимание на несколько ключевых моментов статьи:

  1. Основной задачей охраны земли является защита почвы от различных нарушений в её состоянии и восстановление повреждённого земельного покрова.
  2. Основными видами нарушения состояния земельного участка является захламление, загрязнение и деградация грунта.
  3. Существует две подгруппы мероприятий, направленных на охрану земельных угодий: защитные и ликвидационные.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по мероприятиям по охране земельных участков

Вопрос: Меня зовут Евгений Ильич. Я проживаю на окраине небольшого посёлка. Недалеко от моего двора расположился маленький лесной массив, который был взят в аренду местным предпринимателем.

Большая часть лесопосадки сильно заросла различными кустарниками. В заросшей зоне начали собираться стаи собак и бродить «тёмные» личности.

Можно ли обязать арендатора расчистить лесопосадку от излишней растительности?

Ответ: Евгений, на основании пункта 2, статьи 55 Лесного Кодекса РФ (со ссылкой на 4-й подпункт, 1-го пункта) арендаторы обязаны осуществлять оздоровительно-санитарные мероприятия на взятые в аренду территории.

Если арендатор самостоятельно их не проводит, то вы имеете право обратиться в местный орган власти с жалобой на такого арендатора и потребовать, чтобы предпринимателя заставили расчистить лесопосадку. Ваши требования должны быть удовлетворены.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/pravovye-otnosheniya/meropriyatiya-po-oxrane-zemelnogo-uchastka/

Охрана земель

Перейти к следующей статье

В наследство от двадцатого столетия двадцать первому веку достался огромный багаж экологических проблем. Охрана природы Земли, единственной обитаемой планеты Солнечной системы, превратилась в главную задачу, решаемую человечеством. Добиться прежних основных целей, включая рост благосостояния населения, в условиях экологического неблагополучия невозможно.

Весомой частью работы, направленной на сохранение окружающей среды, является максимально бережное расходование ресурсов ─ ресурсосбережение.

В отличие от других ресурсов, которые могут быть восполняемыми или, будучи не восполняемыми, по мере развития технологий имеют тенденцию к увеличению запасов (например, запасы ряда видов минерального сырья растут на фоне роста возможностей геологоразведки и обогащения полезных ископаемых), земельные ресурсы остаются величиной постоянной, сколь бы стремительно не наращивала свои возможности наука. Эпоха великих географических открытий, сопровождавшаяся появлением новых территорий, уже не повторится, а увеличивать площадь суши, осушая морское дно, безумно дорого. Поэтому сегодня земельные ресурсы и охрана земель неразрывно связаны между собой.

Охрана земель и охрана окружающей среды

Как будет «расшифровано» понятие «охрана земель» зависит от того, каким значением наделить слово «земля». Если истолковывать его узко, как синоним существительного «почва», тогда под охраной земель понимается охрана поверхности земли.

Более широкий взгляд на землю, как в «ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84) — Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения» ─ нормативном документе, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор не отмененном, ─ делает методы и формы охраны земель более универсальными.

Если, подобно этому стандарту, рассматривать землю как важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующуюся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющуюся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, задачи охраны земель становятся значительно масштабнее. Для их решения уже недостаточно проводить только мероприятия по охране поверхности земли, требуется осуществлять планирование использования и охраны земель, куда войдут охрана недр земли, подземных вод, растительности (например, лесов, если речь идет о лесных участках) и т. д. Т. е. в данном случае имеет место не просто охрана земель, а и окружающей среды в целом.

Использование и охрана недр земли, лесов, водных объектов, животного мира, атмосферного воздуха и иных природных ресурсов регулируют соответственно законодательства о недрах, лесное, водное, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании других природных ресурсов. К земельным отношениям нормы этих отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Правовое регулирование охраны земель

Земля как природный объект и природный ресурс и земельные участки как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю одновременно являются объектами земельных отношений.

Действия, направленные на охрану земель, должны опираться не только на достижения науки и технологий, но и на четко структурированную и продуманную совокупность законодательных мер, устанавливающих права и обязанности по отношению к земле всех участников земельных отношений.

В противном случае любые меры по охране земель, не сформированные в единую систему, останутся разрозненными и в силу этого не приносящими реальной пользы.

Для обозначения правовых основ охраны земель иногда применяют не совсем официальный с точки зрения нормативной документации термин ─ «правовая охрана земель».

Земельное право и охрана земель конечно не одно и то же, но понятия в значительной степени пересекающиеся. Законодательство в области охраны земель ─ составная часть земельного законодательства.

Важнейшим нормативным правовым актом, лежащим в его основе, является Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ).

Учитывая, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (статья 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» ЗК РФ), можно говорить, что главный предмет регулирования земельных отношений ─ рациональное использование и охрана земель и все, что с этим связано.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится:

  • управление использованием и охраной земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель;
  • осуществление государственного земельного надзора.

Разработка и реализация соответствующих региональных программ, использование и охрана земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации, ─ это часть полномочий субъектов РФ в области земельных отношений. А в перечень полномочий органов местного самоуправления входят разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также решение вопросов местного значения в данной области.

Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, только если это не наносит ущерб окружающей среде. Осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов ─ одна из обязанностей по использованию земельных участков их собственников и лиц, не являющихся собственниками.

Ненадлежащее использование земельного участка, а именно невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв, может послужить основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Цели и содержание охраны земель

В ЗК РФ цели охраны земель формулируются следующим образом:

  • предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на них;
  • обеспечение рационального использования земель, в т. ч. для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В Статье 13 «Содержание охраны земель» ЗК РФ установлено, что все участники земельных отношений обязаны проводить мероприятия по охране земель. В перечень этих мероприятий входят:

  • сохранение плодородия почв;
  • защита земель от различных видов эрозии (водной, ветровой), а также иных деструктивных явлений, вызывающих деградацию земель, ─ селей, подтоплений, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, отходами производства и потребления и проч.;
  • охрана земель сельскохозяйственного назначения;
  • ликвидация последствий загрязнений;
  • сохранение достигнутого уровня мелиорации;
  • рекультивация нарушенных земель, восстановление их плодородия, своевременное вовлечение в оборот;
  • сохранение плодородия почв при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота. А для повышения заинтересованности участников земельных отношений в сохранении и восстановлении плодородия почв и защите земель ─ экономическое стимулирование охраны земель.

Охрана сельскохозяйственных земель и охрана земель лесного фонда

Огромное значение для развития экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны имеет охрана сельскохозяйственных земель. Сельскохозяйственные угодья ─ пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями ─ имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Источник: https://zakadom.ru/ohrana_zemel

Понятие, цели и задачи правовой охраны земель

Правовая охрана земель — система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на: (решение следующих задач)

    1. рациональное использование земель,
    2. предотвращение их необоснованного изъятия из сельскохозяйственного оборота,
    3. защиту от вредных воздействий, а также на
    4. восстановление продуктивных земель, в том числе лесного фонда,
    5. воспроизводство и повышение плодородия почв.

Иначе, под правовой охраной земель понимается установление системы организационно-правовых и экономических мер, направленных на сохранение земель как важнейшего объекта окружающей природной среды, включающей в качестве главной составной части правовое регулирование порядка землепользования, а также установление и применение мер юридической ответственности за нарушение обязанностей по рациональному использованию и охране земель.

Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве  является одним из основных принципов земельного права в соответствии со ст. 1 ЗК РФ.

Правовое регулирование охраны земель в Земельном кодексе РФ осуществляется нормами главы 2.

Цели охраны земель (ст. 12 ЗК РФ):

    1. предотвращение негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности (деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель);
    2. обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Виды целей охраны земель:

    • превентивные (направлены на предотвращение деградации, загрязнения и захламления, нарушения земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности);
    • восстановительные (призваны обеспечить улучшение и восстановление земель);
    • побудительные (способствующие стимулированию использования земель способами, обеспечивающими сохранение экологических систем).

Содержание охраны земель составляют мероприятия (ст. 13 ЗК РФ):

    1. сохранению почв и их плодородия;
    2. защите земель от водной и ветровой эрозии, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
    3. защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
    4. ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
    5. сохранению достигнутого уровня мелиорации;
    6. рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
    7. сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-tseli-i-zadachi-pravovoy-ochrani-zemel

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector