Время чтения: 4 минут
Исходя из общественных интересов государственные органы могут изъять чье-то имущество, включая земельные наделы, в порядке и на условиях, которые установлены законом. Реквизиция земельного участка, согласно нормам земельного законодательства РФ, предусматривает выплату собственнику стоимости изъятого имущества или возврат реквизированного надела.
Что такое реквизиция аграрного надела
Реквизиция земельного участка – это процедура, в результате которой земля принудительно отчуждается государством с последующим возмещением стоимости владельцу. Материальная компенсация предусматривается в случаях, когда возврат земли после исчезновения причин, повлекших изъятие, не представляется возможным.
Процедура имеет возмездный и временный характер. Она не имеет ничего общего с мерами наказания и применяется исключительно при чрезвычайной необходимости.
Согласно ст. 51 Земельного кодекса РФ, земельный участок может быть реквизирован в случаях:
- техногенных катастроф;
- стихийных бедствий;
- эпидемий;
- загрязнения;
- затопления;
- пожара и при иных форс-мажорных обстоятельствах.
Основанием для применения данной меры может стать заявление правительства о возникших в конкретном регионе чрезвычайных обстоятельствах или решение уполномоченного госоргана.
Чем реквизиция отличается от изъятия для муниципальных и государственных нужд
Хотя между правовыми институтами реквизиции земельных участков и их изъятием для муниципальных/государственных потребностей есть ряд общих черт, их цели и основания в корне отличаются.
В последнем случае эти действия направлены на реализацию обязательств, принятых Российской Федерацией и ее субъектами в соответствии с заключенными международными трудовыми договорами по размещению объектов инфраструктуры.
Реквизиция земельного участка представляет собой прекращение прав, вызванное чрезвычайными обстоятельствами, негативные последствия которых следует предотвратить или преодолеть. Изъятие же продиктовано необходимостью удовлетворения муниципальных или государственных потребностей, то есть, общественными интересами.
Реквизиция – временная мера, необходимость в применении которой возникает неожиданно. Изъятие для нужд общества – окончательное и плановое мероприятие.
Возможность изъятия земельных наделов для муниципальных или государственных нужд регламентирует ст. 56.3 ЗК РФ.
В Кодексе установлены и другие основания для изъятия земли по федеральным законам. Принудительное отчуждение участков, находящихся в собственности субъектов РФ, осуществляется согласно региональным законодательным актам.
Ознакомьтесь с тем, каким образом осуществляется резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Как реквизированный участок возвращается владельцу
После изъятия угодий существует два варианта развития событий:
- земельный надел не возвращается владельцу ввиду невозможности этого действия, однако компенсируется его рыночная стоимость либо выделяется надел, равноценный изъятому;
- участок возвращается собственнику с возмещением ущерба, нанесенного временным ограничением владельца в праве собственности.
- В случае прекращения оснований, по которым надел был изъят, владелец может требовать его возвращения по решению суда.
Возврат земли в судебном порядке
Ст. 51, п. 4 ЗК РФ предоставляет владельцу земельного надела, изъятого при реквизиции, право на обращение в суд. Исковое заявление должно быть составлено в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ.
Согласно законодательству, при цене иска до 50 тысяч рублей он подается на рассмотрение мировому судье (ст. 23 ГК РФ). Однако в нашем случае истцу следует обратиться в районный суд, ведь стоимость надела и, как следствие, цена иска обычно превышает указанную сумму.
Как оценивается участок для компенсации его стоимости
Как упоминалось выше, в случае невозможности возврата изъятой земли после устранения причин, повлекших реквизицию, власти должны компенсировать собственнику ее стоимость. Для этого нужна объективная оценка надела.
Выкупная цена складывается из рыночной стоимости территории, сооружений и зданий, размещенных на ней, и убытков, нанесенных собственнику изъятием или временным ограничением прав.
Размер суммы, выплачиваемой в качестве выкупной стоимости реквизированного участка, может определяться по соглашению сторон.
Компенсация потерь, понесенных собственником в результате реквизиции земли или ограничения прав на нее
Возмещение ущерба, включаемого в выкупную цену земельного надела, производится согласно Постановлению Правительства РФ №262 от 07.05.2003. Этот нормативный акт содержит порядок компенсации по рассматриваемому основанию и в иных ситуациях.
Определение убытков предполагает установление характеристик наделов и расположенных на них объектов недвижимости. В процессе оценки потерь собираются и обрабатываются данные кадастра, правоустанавливающие документы на землю, другие сведения. Анализу подвергается рынок, к которому причислены участки, их аналоги, объекты недвижимого имущества.
Размер причиненного ущерба исчисляется с учетом количественных/качественных параметров земли и недвижимости и выражается в российских рублях.
Можно оценить объем убытков и посредством заключения договора на оказание услуг по их расчету между сторонами. Итоговая сумма отражается в документе «Заключение о размере убытков». В нем следует указать дату проведения исследования.
В заключении об ущербе должно содержаться:
- определение правомочий владельца и причины их возникновения;
- основания возмещения;
- сведения об обременениях;
- данные о регистрации прав на участок, если она обязательна;
- описание надела: назначение, вид использования, права третьих лиц и прочие сведения.
Расчет объема убытков складывается из двух составляющих:
- Величины упущенной выгоды.
- Размера реально причиненного ущерба (составная часть выкупной цены).
Упущенная выгода, то есть доход, не полученный владельцем, – немаловажная часть потерь. Ведь если бы не изъятие участка, собственник наверняка получил бы прибыль исходя из обычных условий гражданского оборота.
Практика судов по аналогичным делам показывает, что при удовлетворении исков, связанных с взысканием упущенной выгоды, важно определить достоверность сведений о доходе, который истец предполагал получить. Его размер определяется разумными затратами, понесенными в случае надлежащего исполнения обязательств. Этот вид убытков очень сложно доказать.
Реальный урон складывается из:
- повреждения имущества, его утраты;
- фактически понесенных гражданином потерь на момент изъятия земли или предъявления иска;
- последующие расходы на восстановление нарушенного права.
Регуляторную функцию в этих правоотношениях выполняет ст. 15 ГК РФ и ст. 393 п. 4 ГК РФ. На основании их положений при определении величины упущенной выгоды учитываются меры, принятые владельцем участка, и сделанные приготовления с целью ее получения.
Чем реквизиция отличается от конфискации
Среди вопросов, связанных с прекращением прав на земельный надел, особое место занимает конфискация и реквизиция земельного участка.
Бессрочное безвозмездное изъятие земли у собственника – это конфискация. Основанием для нее служит решение суда, вступившее в законную силу. Санкция является карательной мерой, поэтому применяется к гражданам, совершившим преступления или иные правонарушения.
Реквизиция — это временное изъятие земельного участка, предусматривающее обязательное возмещение владельцу понесенных убытков. Надел может быть реквизирован для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства. Решение об этом принимает уполномоченный исполнительный орган государственной власти. О факте реквизиции владелец получает документ, оформленный надлежащим образом.
Выводы
Реквизиция земельных участков, согласно законодательству РФ, проводится в виде принудительного изъятия для обеспечения безопасности государства и граждан.
Она представляет собой отчуждение земель на время возникновения форс-мажорных ситуаций, эпидемий и стихийных бедствий.
Если после устранения повлекших реквизицию причин возврат земли в первоначальном виде невозможен, собственник получит равноценный надел или компенсацию понесенных убытков.
Размер возмещения зависит от расположения, исходных характеристик земли, состояния, наличия построек и инфраструктуры. В случае несогласия с суммой компенсации или предложенными вариантами владелец реквизированного надела имеет право обратиться в суд.
Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/rekviziciya-zemelnogo-uchastka.html
Сколько будет налог на землю в 2020 году?
Земельный налог – это местная выплата, которая выплачивается налогоплательщиками в региональный бюджет по месту регистрации участка.
Не все участки признаются объектами налогообложения, поэтому каждый должен заниматься этим вопросом в индивидуальном порядке на основе данных, прописанных в налоговом кодексе России. Однако узнать о том, какой налог на землю будет в 2020 году, стоит каждому.
Важно! Налогоплательщиками являются люди, в собственности у которых находятся земельные участки, а также организации, использующие эти участки на праве собственности или бессрочного пользования. Если участок входит в имущество компании, то именно она признается плательщиком налоговых выплат.
Налоговые
ставки в 2020 году
Не так давно налоговая система Российской Федерации претерпела серьезные изменения, которые коснулись и налогов на имущество. Сегодня такие выплаты рассчитываются на основе кадастровой стоимости, которая зарегистрирована в едином реестре.
Это позволило увеличить размер налогов, с чем долгое время не соглашалась общественность, но на сегодняшний день данный факт является решенным, поэтому спорить из-за этого бессмысленно.
В 2020-м году на земельном участке, который подходит под категорию для личного хозяйства, садоводства или огородничества облагается налоговой ставкой в размере 0,01% от кадастровой стоимости.
Последние изменения, которые были внесены в налог на землю в 2020 году для физических лицпривели к тому, что теперь понятия «дача» или «дачное хозяйство» просто не существует.
В соответствии с законодательством остались только земельные участки, которые может быть использоваться для взращивания садов, разбивания огородов или разведения животных.
Земельный участок, на котором расположен жилищный фонд или который предназначен для строительства облагается налоговой ставкой в размере 0,1%. Ставка в размере 0,05% предназначается тем участкам, на которых располагаются объекты, предназначенные для ведения образовательной деятельности, здравоохранения или социального обеспечения.
Кстати говоря, на сегодняшний день, ставка по ней снизилась на одну сотую процента.
Все остальные объекты будут облагаться по ставке в 1,5% от
кадастровой стоимости. И в этом плане никаких дополнительных изменений в данном
вопросе не предусматривается.
Льготные
сотки
Основные изменения в налоге на землюсвязаны с тем, что рост данных налоговых выплат в 2020-м году будет ограничен.
Льгот по нему станет больше, что является уже решенным моментом, ведь информация об этом официально представлена правительством.
Власти решили ввести коэффициент, который ограничивает ежегодный рост платежей для граждан до 10% в год (как и для тех, кто платит налог за недвижимость).
Многодетные семьи – те, у кого трое и более детей – получат право на льготное шесть соток. За них платить не придётся. Об этом сделал заявление президент страны, и это изменение внесено в программу улучшения демографической ситуации в России а также повышение уровня социальной поддержки многодетных семей.
Ещё одной льготой для данной категории граждан станет вычет 5 м² из площади квартиры, и 7 м² – с площади жилищного дома. Подобные изменения позволят снизить налоговую нагрузку на семьи с детьми.
Отдельного внимания заслуживают изменения для пенсионеров в налоге на землю в 2020 году, которые также касаются инвалидов первой и второй группы, детей, а также ветеранов боевых действий. Если они являются владельцами хозяйственных построек площадью не более 50 квадратных метров, то для них водятся льготы на беззаявительном основании.
Важно! Оплачивать налог на разрушенные объекты строительства на земельных участков не нужно будет с первого месяца после того, как в Госреестр поступит заявление о разрушении.
Как
рассчитать налоговые выплаты?
Для того, чтоб знать о том, как рассчитать налог на землю для физических лиц, нужно учитывать все особенности и нюансы данного вопроса.
Лучше всего заняться расчётами заранее, потому что если налог не будет оплачен, то на налогоплательщика будет наложена пеня.
Как уже было сказано выше, ставка коррелирует с кадастровой стоимости объекта, посмотреть которые можно специальном реестре.
Физические лица не обязаны знать все тонкости расчёта налоговых выплат, потому что этим занимается налоговая служба. Впоследствии она присылает человеку квитанцию, по которой и осуществляется платёж. В ней указаны реквизиты счёта, на который поступают деньги.
Существует налоговый калькулятор, который позволяет вычислить примерную стоимость налога, но впоследствии в квитанции она может немного отличаться.
Если по какой то причине налогоплательщику необходимо знать нюансы предварительную стоимость налога до того как придёт квитанция, то для получения всей необходимой информации можно обратиться в БТИ, Росреестр или МФЦ.
Сведения предоставляются исключительно на основе заявления, подданного в письменном виде.
Точно узнать о том, сколько будет налог на землю в 2020 году можно будет только после того, как придет квитанция на его оплату. Однако не стоит забывать, что в 2020-м году платить нужно будет за 2019 год.
Нюансы
расчетов
В условиях введения любых налоговых выплат есть определённые нюансы, которые заслуживают внимания. Например, есть информация о том, что снижение налога может производиться муниципальными органами на основе норм, прописанных в федеральном законодательстве, а также преференций, которые начисляются для каждого человека в индивидуальном порядке.
Уплатой земельного налога занимаются только 15 % физических лиц от всего населения, которые являются владельцами участков. Оставшиеся – это организации.
Антон Силуанов, который является представителем Минфина, говорит о том, что льготы на земельный налог необходимы, а также тот факт, что эта величина перестанет стремительно расти, не может не радовать.
Да, государственный бюджет не получит какого-то количества финансовых средств после этих изменений, но россияне сегодня не могут похвастаться слишком высоким уровнем жизни, поэтому большие налоговые ставки и высокий уровень нагрузки может привести только к росту долгов среди населения.
Ставки должны расти плавно для того, чтоб граждане привыкали к этому изменению. В то же время остается неизменным право органов местного муниципалитета корректировать ставки в меньшую сторону на свое усмотрение, хотя если говорить откровенно, то такое встречается довольно редко.
Сначала
дело, а потом отдых
Очень важно заранее оплатить налог на землю в 2020 году, изменения для юридических лицговорят о том, что теперь является основанием, по которому её взыскании могут заниматься судебные приставы. Полномочия у данной группы представителей фемиды довольно обширный, в частности они имеют право запретить выезд должников за пределы Российской Федерации.
Именно поэтому озаботиться оплатой налогов стоит до начало отпускного сезона. Сделать это можно в личном кабинете на сайте Федеральной налоговой службы – для этого понадобятся только реквизиты банковской карты или использование онлайн-банкинга. Дополнительно можно вносить платежи лично в банках или в почтовом отделении.
Загрузка…
Источник: https://russinfo.net/finance/nalogi/skolko-budet-nalog-na-zemlyu-v-2020-godu.html
Межевание земельного участка в 2020 году: порядок, условия, стоимость
Межевание земельного участка в 2020 году – это неизбежная процедура, которая проводится при постановке земли или другой недвижимости (дома, дачи, гаража и так далее) на кадастровый учет. Межевание является, по сути, официальным определением границ земельных участков, а также закреплением знаков межевания. Эта процедура обязательна для земли, которая попала под распределение, передается в пользование из государственного резерва, а также для земли, которая требует разделения с целью выделения доли.
- Так же межевание земельного участка в 2020 году необходимо проводить в случае первичной постановке на кадастровый учет или же при наличии разногласий относительно границ участка.
- Более подробно о межевании земли можно прочитать в Земельном Кодексе.
- Важно: с 2018 года предварительное межевание земельного участка стало обязательным условием для граждан, которые решили купить, продать или передать землю по наследству и если в отношении данной земли не устанавливались границы.
Если у вас есть вопрос юристу – не тратьте время на самостоятельный поиск информации. Задайте его прямо сейчас!
Получите актуальную консультацию немедленно! Позвоните адвокату!
- Москва и область: +7-499-577-00-25 добавочный 370
- Санкт-Петербург: +7-812-425-66-30 добавочный 370
- Любой регион РФ: +7-800-350-84-13 добавочный 370
Мы стараемся оперативно вносить изменения в статьи и поддерживать их в актуальном состоянии, но не всегда успеваем за множественными изменениями в законах и практики из-за огромного количества материалов на сайте. Не рискуйте — позвоните юристу!
Что необходимо сделать для межевания земли
Межевание земельного участка в 2020 году особых изменений по сравнению с предшествующими периодами не претерпело.
Все основные требования и условия остались прежними. Для начала процедур по межеванию земли в 2020 году вам необходимо:
- Собрать и подготовить все необходимые документы (выписку из ЕГРН, паспорт) для проведения межевания.
- Найти имеющего необходимые разрешения кадастрового инженера и подписать с ним договор подряда на проведение кадастровых работ.
- Получить технический и межевой план (обычно через 1-2 недели с момента обращения).
- Проверить все полученные документы, убедиться в отсутствии разночтений с планом и если все в порядке, то подписать акт выполненных работ.
Важно: процедуру межевания можно осуществить только с участками, которые находятся в вашей собственности. Арендованную землю размежевать нельзя.
Для участия в процессе межевания так же могут быть привлечены совладельцы смежных участков, если в ходе осуществления межевых процедур земельного участка возникнут какие-либо сложности.
Для выявления возможных сложностей, препятствующих межеванию, задайте вопрос нашим юристам.
Выбор кадастрового инженера
- Специалист, которого вы выбрали, должен предъявить действующий квалификационный аттестат, а также он должен быть членом СРО кадастровых инженеров.
- Не забудьте проверить у него наличие договора страхования профессиональной ответственности.
- При выполнении межевания непрофессиональным кадастровым инженером его результат работы не будет принят регистрационной службой при оформлении прав на участок.
Необходимый пакет документов
- Документ, который подтверждает, что вы являетесь владельцем земли (например, выписка из ЕГРН, договор дарения или завещание).
- Ксерокопия паспорта заявителя.
- Если участок образуется впервые, то необходима также схема расположения участка.
- Извещения совладельцев земельных участков, примыкающих к земле, проходящей процедуру межевания.
Стоимость межевания земельного участка в 2020 году
Стоимость межевания составляется самими частными кадастровыми фирмами, которые самостоятельно устанавливают цены на свои услуги, ориентируясь на уровень спроса и предложения. Но чаще всего на стоимость влияет регион, тип земли, ее площадь и форма участка (чем сложнее его форма, тем дороже обойдется межевание).
- Перед тем, как подписать договор о сотрудничестве с выбранной землеустроительной организацией, поинтересуйтесь стажем ее работы и стоимостью услуг.
- Перед подписанием тщательно изучите все пункты договора, в котором вы должны найти информацию о правах и обязанностях сторон.
- Средняя стоимость межевания земельного участка в 2020 году колеблется от 3 до 10 тысяч рублей в зависимости от площади, сложности работ и числа смежных земельных участков.
Очень важно: до того, как вызовите специалистов для межевания земли, известите об этом соседей, с которыми ваш участок граничит. Соседи должны подтвердить, что они не имеют претензий к результатам межевания. В 2020 году ничего в этой части не меняется.
Сосед имеет право отказаться подписывать акт межевания, и это будет означать, что он не согласен с новыми границами.
Довольно часто встречаются ситуации, при которых соседи ссорятся при межевании земли. В таком случае есть два варианта: либо уступить недовольному соседу, либо обратиться в суд и уже там доказать свою правоту.
В услуги кадастрового инженера входит:
- Выезд на участок для произведения замера территории.
- Определение необходимых координат.
- Определение границ и их согласование с соседями.
Если претензий от соседей нет, тогда процедура межевания земельного участка занимает всего лишь несколько часов.
Последний этап процесса – оформление кадастрового паспорта межевого дела, которое может иметь электронный вид (но можно заказать и бумажный экземпляр). Со дня постановки земли на кадастровый учет через 5-10 дней новые границы будут отображены на кадастровой карте.
Возможные сложности при межевании земли в 2020 году
Главной проблемой в процессе межевания земли является превышение фактической площади. Согласно ФЗ № 93 (от 30 июня 2006 года), размер участка можно уточнить в сторону увеличения, но на конкретный минимальный размер, который определен соответствующими нормативными актами. Придется получить разрешение органов самоуправления для межевания в сторону увеличения.
Проще говоря, если минимальным считался размер 600 соток, то и прирезать можно не больше этого же размера. Но это лишь теоретически, практика же показывает, что государственные органы подписывать такие акты не хотят.
Если у вас остались вопросы о процедуре межевания земельного участка в 2020 году – задайте их бесплатно нашим юристам, заполнив форму ниже или обратившись в чат.
Источник: https://pravosuda.info/mezhevanie-zemelnogo-uchastka-v-2020-godu-usloviya-i-stoimost/
Налог на землю в 2020 году: изменения
В 2020 году будет несколько важных изменений, касающихся уплаты налога на землю. Часть из них – это просто результат вступления в силу приказов прошлых годов. Другие носят кардинальный характер и затрагивают всю систему налогообложения. Но больше всего реформы затронут работу юридических лиц.
Базовая информация
Ставки земельного налога в соответствии с главой 31 НК РФ регулируются не на федеральном уровне, а местными властями. Поэтому конкретные суммы, наличие авансовых платежей и в целом необходимость уплаты налогового сбора меняются в зависимости от региона проживания налогоплательщика.
Есть 2 базовые налоговые ставки: 0,3% и 1,5%. Муниципальные власти при расчете собственных ставок не могут превышать эти показатели. Затем непосредственно налог вычисляется исходя из кадастровой стоимости (за вычетом льгот), умноженной на ставку.
Такая схема была принята в 2019 году, когда правительство запустило процесс переоценки земельного кадастра. При этом было внесено существенное изменение законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ. Ранее при несогласии с оценкой можно было изменить сумму выплат за 2 предыдущих периода.
Теперь положительное решение муниципальных органов, будет влиять только на то, какой будет налог на землю в 2020 году. То есть на один отчетный период.
Налоговая реформа
ФНС подготовила множество изменений, касающихся всей системы налогообложения. В основном они направлены на упрощение документальной стороны процесса. Собственно новые приказы, касающиеся уплаты налога на землю в 2020 году, затрагивают процессы оформления льгот и отчетности юридическими лицами, изменения налоговых ставок.
Отмена отчетности
После изменений в п. 25–26 ст. 1 Закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ юридическим лицам в 2020 году больше не надо подавать декларацию с налогом на землю. Теперь выполнение всех расчетов берут на себя сотрудники ФНС, а юридическим лицам наряду с физическими просто будут высылаться уведомления.
Эти изменения касаются не только земельного налога, но и работы ФНС в целом.
Кроме того, изменится и крайний срок уплаты налога. За 2020 год надо будет заплатить не позднее 1 марта 2021 года. Однако местные власти сохраняют право назначить в регионе авансовые платежи и сдвинуть окончательную дату выплат, но не ранее, чем на 1 февраля.
В целом это упростит ведение бухгалтерской отчетности и снизит документальную нагрузку на ИП. Но все же за нюансами сроков оплаты надо следить в соответствии с регионом.
Льготы для юридических лиц
В 2020 году вступают в силу изменения в п. 10 ст. 396 НК РФ. Теперь льготы юридические лица могут оформлять по той же схеме, что и физические. Для этого будет необходимо подать заявление в ФНС по форме, предоставленной Приказом от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. Сделать это можно будет даже через МФЦ.
К заявлению можно приложить документы, подтверждающие право на льготу. Но не обязательно. ФНС их может получить через межведомственную связь.
С другой стороны заявление в налоговой теперь может рассматриваться дольше. Если ФНС не отправляет запросы в другие ведомства, крайний срок – 30 рабочих дней. Однако он может быть увеличен вдвое при необходимости. В этом случае юридическое лицо получает уведомление, в котором объясняются причины задержки.
Садовые участки и ИЖС
Источник: https://2020-god.com/nalog-na-zemlyu-v-2020-godu-izmeneniya/
Реквизиция земельного участка в 2019 году, способ изъятия имущества у собственника, основания и порядок реквизиции земель | Земельный эксперт
3506
Содержание статьи:
Реквизиция: основные определения
В земельном кодексе РФ описано несколько случаев прекращения и ограничения права собственности на земельные участки. В соответствии со ст. 44 ЗК РФ, существуют следующие основания для этого:
Последний способ изъятия имущества у собственника, в свою очередь, представлен: конфискацией, изъятием с последующим выкупом и реквизицией. Трактовка последнего понятия дается в земельном кодексе.
Реквизиция земельного участка это процедура отчуждения государством земельного участка у его владельца с последующей выплатой его стоимости. От конфискации данный вид изъятия отличается следующими характеристиками:
- процедура носит временный и возмездный характер;
- применяется только по причине острой необходимости, а не в качестве карательной меры.
Суть реквизиции заключается в принудительном отчуждении земельного участка у владельца, но осуществляется такое отчуждение на определенное время (по общему правилу) и по причине обстоятельств чрезвычайного характера.
Основания для реквизиции земельного участка
Подробное описание данной меры дается в ст. 51 ЗК РФ. Как правило, реквизиция производится в случаях стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемий, или при других чрезвычайных обстоятельствах, к примеру, при потопе, пожаре, загрязнении. Реквизиция земельного участка производится при наличии следующих оснований:
- официальные заявления правительства о возникновении чрезвычайных ситуаций в конкретном регионе государства;
- изъятие земли по решению о реквизиции.
Процедура проводится с целью защитить людей, общество и само государство от возможных угроз, которые несут в себе случившиеся бедствия. Понесенные расходы человеку возмещаются государством.
Порядок реквизиции земельного участка
Данная процедура осуществляется в установленном законом порядке. Этапы реквизиции могут быть следующими:
- После наступления обстоятельств, за которыми может последовать реквизиция, гражданин получает письменное уведомление о необходимости проведения данной процедуры.
- Собственник покидает участок, если он на нем проживал и обращается в то ведомство, которое изъяло участок.
- Исполнительный орган выдает гражданину документ о реквизиции участка и компенсирует понесенные убытки.
- Если появляется возможность возвратить территорию, то владелец получает ее назад по предъявлении ранее выданной справки.
- В том случае, если площадь возвращена быть не может, гражданину предоставляется право выбора между аналогичным участком в другой местности или денежной компенсацией.
- После достижения консенсуса в Росреестре оформляется прекращение прав собственника на землю.
- В случае, если государство предоставило бывшему собственнику новый участок земли, право собственности на такой участок также оформляется в Росреестре.
Сроки, в течение которых происходит оформление документов, не регламентированы, поскольку зависят от того, насколько серьезными были последствия чрезвычайных обстоятельств и может ли участок быть возвращен хозяину.
Последствия реквизиции земельного участка
После изъятия участка, собственник временно теряет право распоряжаться своим имуществом. Срок устанавливается в зависимости от того, насколько негативно было воздействие окружающей среды на участок.
Вполне возможно, что земля так и не будет возвращена.
Кроме того, гражданин не может выставлять свою землю в качестве объекта правовых сделок – купли-продажи, мены, дарения. Изъятые территории полностью переходят в распоряжение органа власти, и гражданин уже не может распоряжаться площадью по своему усмотрению, возводить на ней строения, проживать.
Судебная практика показывает, что очень много разбирательств возникает на основании разногласий относительно размера выкупной стоимости земли. Владелец подает на администрацию заявление с требованием выплатить реальную стоимость участка.
Размер компенсации определяется исходя из нескольких параметров:
- кадастровой и инвентаризационной стоимости земельного участка;
- наличия инфраструктуры;
- расположения площади;
- качественные показатели – состояние, плодородность почвы.
Для определения окончательной компенсации стороны заключают соглашение, где указывается размер выплаты и отсутствие претензий друг к другу в будущем.
Возврат земельного участка
Фактически процедура реквизиции подтверждается специальной бумагой, которую оформляет исполнительный орган власти на основании принятого решения.
Данный документ будет необходим собственнику в двух ситуациях:
- в процессе оспаривания размера компенсации в судебном порядке;
- при требовании возврата реквизированного надела.
Земельное законодательство предусмотрело ситуацию, при которой вернуть земельный массив будет невозможно. В этом случае бывшему собственнику земли выплачивается компенсация. Также гражданин имеет право вместо компенсации получить аналогичный надел. Наряду с возмещением стоимости самой площади, гражданин может требовать возмещение морального вреда и упущенной выгоды.
После того, как причины реквизиции отпали, земельный надел возвращается его владельцу. Равноценная площадь может быть предоставлена собственнику начальной территории только в том случае, когда возвращение земельного массива по ряду причин считается невозможным.
Если гражданин не желает получать новый участок, он имеет право на возмещение стоимости участка по рыночной цене.
Пример по реквизиции земельного участка
Татьяна Перова имела в собственности земельный массив, однако, рядом с территорией прорвало дамбу и все площади были затоплены. В местной администрации женщина получила справку о реквизиции площади, однако, понесенный ущерб возмещен не был (на площади были посажены овощи, а затопление произошло перед сбором урожая).
Вода скрывала площадь порядка трех дней, после чего ушла. В результате потопа весь урожай был загублен, а сам участок стал полностью непригодным для разведения огорода, поскольку весь плодородный слой смыло водой.
После снижения уровня воды администрация вернула площади обратно, однако, компенсировать расходы, которые потребуются для восстановления плодородной поверхности земель отказалась, сославшись на заключение экспертов в обратном, что земли находятся в нормальном состоянии и не нуждаются в восстановлении.
Собственники площадей написали коллективное исковое заявление и обратились в судебные органы для возмещения морального и материального ущерба. Доводы граждан суд счёл основательными и одобрил в решении их право на компенсацию расходов.
На основании судебного решения каждому собственнику и Татьяне, в том числе, были выплаченные затребованные средства, на которые граждане смогли восстановить свои участки.
Заключение
Можно сформулировать несколько выводов:
- В РФ предусмотрен порядок принудительного изъятия земельных участков — реквизиция.
- Данный способ используется для обеспечения безопасности граждан и всей страны и представляет собой отчуждение земель на время возникновения чрезвычайных условий, стихийных бедствий, эпидемий.
- Обычно реквизиция носит временный характер, но бывают ситуации, когда вернуть землю в первоначальном состоянии не представляется возможным.
- В случае невозможности возврата участка собственник получает право на компенсацию нанесенного ущерба или напредоставление равноценного земельного массива.
- Размер компенсации определяется исходя из начальных характеристик земельного участка, расположения, состояния, наличия инфраструктуры, построек на территории.
- Если гражданин не согласен с предложенными вариантами или размером компенсации, он имеет полное право на обращение в суд.
Список законов
- Статья 44 ЗК РФ
- Статья 51 ЗК РФ
Наиболее популярные вопросы и ответы на них по реквизиции земельного участка
Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Наталья Владимировна. Совсем недавно у нас в регионе возникла эпидемия. Группа сельских поселений была закрыта на карантин. Дошла очередь и до нашей деревни. Земельный участок, который находился под нашим домом, реквизировали, в чем выдали подтверждающий документ.
По словам представителя администрации, данная мера является временной, однако, посещать территорию запрещается. Если все так плохо обстоит, я с семьей жить назад не поеду, однако, сколько времени нам еще ютиться у родственников? Имею ли я право на получение другого участка, потому что предполагаемая компенсация за дом и землю просто смешна!
Ответ: Уважаемая Наталья. В вашей ситуации следует ссылаться на п. 4. Ст. 51 ЗК РФ, который гласит, что если государство по прекращении действия обстоятельств для реквизиции не возвратило вам землю или не компенсировало ее рыночную стоимость, вы можете потребовать этого в судебном порядке.
Иными словами, получить свою землю вы можете только в том случае, если основания для реквизиции исчезнут, и там будет безопасно. В противном случае предоставляется денежная компенсация или аналогичный надел по вашему выбору.
Данные действия будут произведены только после того, как будет понятно, пригоден ли земельный массив для проживания и работы на нем. До этого, руководство региона обязано компенсировать вам все понесенные убытки и предоставить справку о реквизиции участка.
Вам будут полезны следующие статьи:
Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!
Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/rekviziciya-zemelnogo-uchastka/
Новый порядок изъятия земельных участков в 2019 году
Изъять земельный участок у владельца в 2019 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется.
Собственность перейдет во владение государства безвозвратно.
Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
Новый порядок изъятия земельных участков в 2019 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола
Новый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения.
- Кроме того, государство сможет, наконец, разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями, которые были в свое время щедро розданы колхозникам.
- Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.
Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены:
- Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся.
- Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).
Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.
Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты.
- Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу.
- Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной.
- По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га.
- Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей.
Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.
Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения.
- Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.
Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.
Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании «Приоритет», основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии:
- Если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на «изъятие» еще предстоит правительству РФ.
- И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ.
При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков:
- Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.
- Собственники могут избежать негативного сценария «расставания с земельным ресурсом», если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.
«На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии «ненадлежащего использования» и «неиспользования» земель сельхозназначения, — уверен Виталий Бородкин.
— Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит.
У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории«.
Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом:
- Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.
- Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.
- Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.
«Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы «Муранов, Черняков и партнеры». — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«.
Изъятие земельных участков в 2019 году: основания, новый порядок и судебная практика
Отобрать имущество у владельца в 2019 году можно вполне законно. Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно.
Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.
Государство или муниципалитет может изъять земли
Изъятие — многокомпонентная упорядоченная процедура. После принятия решения об отъеме участка из частных владений, должен соблюдаться порядок действий. В ином случае собственник может по своей инициативе направить заявление в орган судебной защиты.
Владельцу земли нужно помнить, избежать изъятия не удастся при всем желании, поэтому разжигать конфликт с органами власти не стоит. Но отстаивать свои права при попытке их нарушить необходимо обязательно.
Неосведомленность и попустительство в вопросах собственности недопустимы, так как есть риск остаться без денег и земли.
Чье вмешательство во владение частной собственностью законно? Конституция в статье 35 констатирует, что частная собственность охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. В этом случае речь идет не о лишении имущества, а о выкупе. Процедура не является конфискацией и ей не тождественна. Это два разных по целям и средствам действия.
Земля может быть изъята для нужд муниципалитета или органов федеральной власти. От целей и субъекта изъятия начать процедуру имеет право государство или муниципалитет. Для каждого случая существует перечень оснований и схема действий.
Но если собственник и орган власти не достигнут соглашения, спор между ними решат судебные органы. Суд в любом случае признает действия государственного или муниципального органа законными, собственник на основании судебного приказа будет вынужден передать свою землю в их распоряжение.
Исключением являются случаи, когда орган власти формально отнесся к процедурам, предшествующим изъятию.
Закон об изъятии земель в 2019 году
При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.
Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:
- чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
- были утверждены проектами планировки территории.
Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:
- если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
- для выполнения международных обязательств;
- для разработки недр;
- признании жилого помещения аварийным.
Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:
- принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
- решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.
Кроме оснований, указанных в статье 56.3 ЗК РФ, закон предусматривает изъятие земли в связи с неиспользованием участка по назначению. Так, если владелец имеет участок для ведения ЛПХ, а складирует там химические отходы или просто забросил свои владения, государство землю заберет.
Отдельно следует упомянуть конфискацию:
- Этот вид отъема собственности применяется в качестве наказания за уголовное преступление и осуществляется без компенсации.
- Общих черт изъятие и компенсация не имеют.
Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.
В 2019 году изъятие включает несколько этапов:
- вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
- поиск правообладателей;
- вынесение постановления компетентной комиссией;
- уведомление собственника;
- подготовка соглашения;
- отчуждение земли и регистрация перехода права.
Оценка стоимости земли производится компетентным органом. Если землевладелец не согласен с суммой компенсации, он может привлечь независимую оценочную комиссию.
Добровольное и принудительное изъятие земель
Процедура предполагает преимущественно добровольный порядок. Изъятию предшествует уведомление собственника о намерении государства или муниципалитета получить в свое владение землю в обмен на компенсацию. Для этого всем собственникам предлагается заключить соглашение, которое предусматривает возмещение денег.
Расчет производится с учетом:
- рыночной стоимости;
- цены недвижимости размещенной на земле;
- упущенной выгоды.
Если стороны не смогли договориться об условиях, применяется механизм принуждения. Условия и порядок перехода права будет определять суд.
Отдельным видом принудительного отъема земли является реквизиция. Она всегда носит принудительный характер и может быть временной или постоянной. Применение реквизиции обоснованно острой необходимостью или чрезвычайными обстоятельствами. Реквизиция имеет иную природу, чем изъятие и осуществляется в особом предусмотренном порядке.
Прежде чем принять окончательное решение о присвоении земли, органы власти должны отыскать собственников земель и заключить с ними соглашение. Только после этого будет возможно осуществить переход права собственности.
Для поиска владельцев земли заинтересованный орган власти:
- размещает сведения на районных информационных стендах;
- объявляет о предстоящем изъятии территории у себя на сайте;
- направляет запросы в органы Росреестра.
Если сведения в электронных реестрах отсутствуют, поиск осуществляется на основании данных из архивов. Без уведомления владельца земли отнять ее в рамках изъятия нельзя. Органу власти необходимо иметь подтверждение об уведомлении собственников в установленном порядке.
В случае если собственников не найдут, заинтересованный орган вправе потребовать перехода собственности через суд. Землевладелец, узнавший об изъятии земельного участка, после завершения процедуры может претендовать только на компенсацию.
Если право на землю возникло до 1998 года, доказывание права собственности на землю может быть осложнено отсутствием сведений в базах Росреестра.
Окончательное решение об изъятии земель
Как только правообладатели найдены и оповещены, заинтересованный в изъятии компетентный орган готовит документы для оформления окончательного решения в форме постановления.
Для вынесения постановления необходимы сведения:
- о площади и местоположении изымаемых участков;
- расположенных на земле недвижимых объектах;
- сведения о документах, инициировавших процедуру.
В течение 2 месяцев компетентный орган готовит постановление об изъятии земельных участков.
Окончательный вариант документа должен содержать:
- основания изъятия;
- сведения о владельцах земельных участков;
- площадь земли;
- сведения о кадастровых номерах.
Копии постановления направляются заинтересованным органам и землевладельцам.
Компенсация
- Выплата за землю формируется с учетом кадастровой стоимости.
- Если предложенная сумма собственника не устраивает, производится переоценка.
- В качестве компенсации владелец земли может запросить другой земельный участок, но соразмерный по стоимости.
Судебная практика
Нередко государственные органы нарушают процедуру изъятия земли. Это становится причиной судебного отказа в принудительном изъятии территории.
Чаще всего чиновниками нарушается:
- процедура принятия решения;
- порядок извещения владельца земли;
- порядок проведения оценки.
Если собственник участка хочет потянуть время и не намерен сдаваться без боя, его бдительность поможет в выявлении нарушений в действиях компетентного органа.
Если указать суду на ошибки в процедуре и в ходе рассмотрения дела по существу все подтвердится, собственник имеет право:
- на восстановление положения существовавшего до нарушения права;
- отмену акта органа власти;
- возмещение убытков.
В случае если орган власти произвел процедуру поэтапно, решение будет вынесено в его пользу.
Источник: http://www.markint.ru/novyy-poryadok-izyatiya-zemelnykh-uchas/