1 Лекция 3. Источники земельного права РФ
2 1.Понятие и виды источников земельного права России. 2.Конституция РФ как источник земельного права РФ. 3.Земельный кодекс РФ и федеральные законы как источники земельного права. 4.Указы Президента РФ и иные подзаконные акты органов исполнительной власти РФ как источники земельного права.
3 1. Понятие и виды источников земельного права Источники права – способы закрепления и выражения правовых норм. Источник права – «внешнее выражение права», форма права.
Виды источников права Правовой обычай;Правовой обычай; Нормативные правовые акты;Нормативные правовые акты; Правовые договоры;Правовые договоры; Юридический прецедент;Юридический прецедент; Идеи и доктрины;Идеи и доктрины; Религиозные тексты;Религиозные тексты; Другие.Другие.
4 Система источников земельного права Международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права; Международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права; Нормативные правовые акты; Нормативные правовые акты; Федеративные договоры; Федеративные договоры; Нормативно-техническая документация. Нормативно-техническая документация.
5 Международный договор – соглашение, заключенное между РФ и иностранными государствами (государством) либо с международной организацией. Например: Соглашение между РФ и КНР от г., о руководящих принципах совместного использования отдельных островов и примыкающих к ним акваторий на пограничных реках.
6 Как правило, закреплены в декларациях, конвенциях или иных соглашениях, актах имеющий рекомендательный характер.
Общепризнанные принципы международного права – основополагающие императивные нормы, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом.
Общепризнанные нормы международного права – правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных.
7 Нормативный правовой акт – акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права.
Система нормативных правовых актов: Система нормативных правовых актов: Конституция РФ; Конституция РФ; Федеральные законы; Федеральные законы; Указы Президента РФ; Указы Президента РФ; Постановления правительства РФ; Постановления правительства РФ; Акты иных федеральных органов исполнительной власти РФ; Акты иных федеральных органов исполнительной власти РФ; Нормативные правовые акты государственной власти с – РФ; Нормативные правовые акты государственной власти с – РФ; Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
8 Федеративные договоры – соглашения заключенные между Российской Федерацией и субъектами РФ о разграничении предметов совместного ведения и распределении полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ.
Например : Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» от г.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/381157/
Читать онлайн Земельное право: Шпаргалка страница 1. Большая и бесплатная библиотека
- В шпаргалке в краткой и удобной форме приведены ответы на все основные вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом и учебной программой по дисциплине «Земельное право».
- Книга позволит быстро получить основные знания по предмету, повторить пройденный материал, а также качественно подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
- Рекомендуется всем изучающим и сдающим дисциплину «Земельное право»
Коллектив авторов Земельное право: Шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Анализ земельно-правовых норм позволяет определить предмет земельного права как совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.
Имущественный характер имеют те отношения, в которых земля, земельный участок выступает прежде всего как материальное благо, недвижимость. В частности, имущественные – это отношения собственности (как в статике, так и в динамике) либо производные от них.
Роль и значение земельных отношений предопределяют заинтересованность государства в их самостоятельном правовом регулировании. Особый характер земельных отношений обусловлен специфической особенностью земли.
Земля является таким признаком, который объединяет отношения имущественного и неимущественного характера в единый комплекс, придает им внутреннюю взаимосвязь и взаимообусловленность и выделяет эти отношения в особую группу.
Земля, представляя собой важнейший природный ресурс, уникальный дар природы, одновременно выполняет экологическую, социальную, экономическую и политическую функции, а комплексный подход к такому многогранному объекту призвано обеспечить земельное законодательство.
Метод – это совокупность юридических способов воздействия на участников общественных отношений. Необходимость учета многоаспектности земли (с одной стороны, природного объекта, а с другой – объекта собственности) предопределило особое сочетание способов, присущих как частному, так и публичному праву.
Поэтому земельным правоотношениям свойственна такая взаимосвязь между их участниками, которая характеризуется равным («партнерские» отношения) или зависимым (отношения власти и подчинения) положением сторон. Основными способами воздействия являются: дозволение, обязывание, запрещение. Их сочетание и образует два существующих метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
В земельном праве находят применение оба эти метода.
Императивный метод характеризуется тем, что участники регулируемых им отношений неравны, в этих отношениях один вправе воздействовать на другого путем установления обязательных для исполнения предписаний и запретов. Императивным методом регулируются отношения, возникающие при осуществлении государственного управления земельным фондом, привлечении виновных лиц к ответственности.
Диспозитивный метод, напротив, воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе в рамках закона самостоятельно определять модель своего поведения. Отношения, возникающие между собственниками, владельцами, пользователями и третьими лицами, в области использования земель регулируются, как правило, диспозитивным методом.
2. ПОНЯТИЕ И ЗАДАЧИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Земельное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по управлению, использованию и охране земель с целью обеспечения рационального использования земельных ресурсов, охраны жизни и здоровья человека и сочетания интересов общества и законных интересов физических и юридических лиц. Земельное право как систему норм, регулирующих соответствующую группу общественных отношений, следует отличать от земельного законодательства – совокупности нормативных актов, регулирующих отношения по управлению, использованию и охране земель.
Земельное право можно рассматривать не только как отрасль российской правовой системы, но и как науку и соответствующую учебную дисциплину.
В круг изучения науки земельного права входят процессы, связанные с правовым регулированием земельных отношений.
Задачами науки земельного права являются: исторический анализ земельного законодательства; исследование современных нормативных актов о земле и практики их применения с целью обнаружения пробелов, противоречий в правовом регулировании земельных отношений; выявление тенденций развития земельного законодательства.
Как наука земельное право призвано определить эффективность правового регулирования земельных отношений и предложить рекомендации по приведению земельного законодательства в соответствие с жизненными реалиями, разработать научные основы кодификации и систематизации земельного законодательства.
Соответственно наука земельного права изучает земельные нормативные акты, их связь с нормативными актами других отраслей законодательства и правовыми системами иных государств, вырабатывает фундаментальные понятия (предмет, система земельного права, понятие, объект земельного правового отношения и др.).
3. ИСТОЧНИКИ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Источник права – это внешняя форма выражения нормы права. Соответственно источником земельного права является внешняя форма выражения земельно-правовых норм, т.е. то, что использует правоприменитель при разрешении конкретных дел.
Наряду с нормативными правовыми актами источники земельного права составляют общепризнанные принципы права, договоры, обычаи.
Нормативный правовой акт является наиболее характерной формой правового регулирования земельных отношений. Статья 2 ЗК РФ определяет иерархию правовых актов, регулирующих земельные отношения. В п.
1 названной статьи термин «земельное законодательство» используется в узком смысле – под земельным законодательством понимаются только Земельный кодекс РФ, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и регулирующие земельные отношения, не относятся к земельному законодательству, но являются иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы земельного права.
К категории последних относятся акты министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, которые регулируют земельные отношения, хотя акты этих органов не поименованы в ст. 2 ЗК РФ.
Иные источники находят не столь широкое применение в земельном праве. В соответствии со ст.
15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Например, международные договоры могут определять правовое положение в земельных отношениях граждан иных государств.
Нормы, регулирующие отношения по поводу земли, можно обнаружить и в соглашениях между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов. Подобного рода нормативные договоры были заключены с Иркутской, Свердловской, Ростовской областями и др.
Что же касается примерных (типовых) договоров, то в силу ст. 427 Гражданского кодекса РФ они применяются только в случаях, если есть отсылка в конкретном договоре, заключенном между сторонами, на их условиях.
Когда же в договоре такой ссылки нет, то примерные условия могут применяться к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота.
Под обычаем понимается сложившееся в течение длительного времени и широко применяемое правило поведения, не предусмотренное законодательством.
4. СООТНОШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА
Конституционное право имеет основополагающее значение для земельного права.
В ряде случаев конституционное право регулирует отношения, возникающие по поводу земли, земельных территорий, но это – отношения по государственному и общественному устройству РФ, а предметом земельного права являются отношения по поводу земли, земельного ресурса, имеющие экономический характер.
Конституция Российской Федерации устанавливает руководящие, исходные начала земельной политики государства и его образований. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности: земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах.
Административное право является «управленческим» правом, поэтому наиболее тесно земельное и административное право соприкасаются в части регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере управления земельными ресурсами Российской Федерации, и которым свойственен императивный метод правового воздействия.
Гражданское право. Наибольшее соприкосновение земельное право и гражданское право имеют в части регулирования имущественных отношений, возникающих в сфере использования земли (отношения собственности и иных вещных прав на землю, обязательственные отношения).
В то же время в основе гражданского и земельного права лежит различный подход к земле. Объектом ряда гражданских правоотношений является земля, а точнее – земельные участки как недвижимость.
Земельное право учитывает социальную значимость земли, ее объективную ограниченность и иные природные свойства.
Источник: https://dom-knig.com/read_224785-1
Земельное право и земельное законодательство в РФ
- Законы Российской Федерации – Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, другие федеральные земельные законы.
- Земельное право — это система норм, регулирующих земельные отношения.
- Предметом земельного права выступают земельные отношения, то есть отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.
- В Российской Федерации, несмотря на то, что земельная реформа осуществляется уже более двадцати пяти лет, земельное законодательство находится еще на стадии становления.
Принятые за это время основные земельные законы являются одними из наиболее часто изменяемых законов.
Это, несомненно, негативно отражается на правоприменительной практике в области земельного права.
А это, в свою очередь, приводит к тому, что большинство граждан РФ не знают о своих правомочиях в области владения, пользования и распоряжения землей.
Взаимодействие земельного права с другими отраслями права
Земельное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права, в частности:
Так как земля является недвижимым имуществом и объектом гражданского оборота, то имущественные земельные отношения (право собственности, сделки с землей и др.
) в той или иной мере регулируются гражданским законодательством, поскольку именно оно регулирует имущественные отношения.
Таким образом, имущественные земельные отношения регулируются совместно нормами гражданского и земельного права, при этом гражданское право устанавливает общие положения, а земельное право особенности, связанные со специальным объектом, каковым является земельный участок;
- с административным правом
В земельном праве большую роль играет институт государственного управления земельными отношениями. Государственное управление — это сфера регулирования административного права.
Земельное право заимствует из административного систему органов государственной власти, прежде всего исполнительной, которые осуществляют управление земельными отношениями, а также закрепляет специфические виды такого управления (кадастр, землеустройство идр.);
Земля и земельные участки, прежде всего, являются природными ресурсами, следовательно, объектами экологической правовой охраны. Значит, экологическое законодательство распространяет свое действие и в отношении земель;
- с природоресурсными отраслями права (водным, горным, лесным и другими)
Многие положения природоресурсных отраслей права пересекаются с нормами земельного права, дополняя и конкретизируя друг друга;
При исчислении земельного налога как основной формы платы за землю применяются положения налогового законодательства;
- с градостроительным правом
Правовой режим земель населенных пунктов регулируется в большей степени не земельным, а градостроительным законодательством;
Кроме того, при совершении правонарушения, объектом которого выступают земельные отношения, вступают в действие нормы трудового, гражданского, административного или уголовного права соответственно, которые совместно с земельным законодательством регулируют порядок наложения ответственности на лицо, виновное в совершении земельного правонарушения.
Конституция РФ и земельное право
Конституция РФ — главный источник земельного права. В ней сформулировано несколько положений, касающихся земельных отношений.
- Статья 9 Конституции РФ
- В пункте 1 этой статьи закреплено положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
- Данная норма является основополагающей для всего земельного права.
- Пункт 2 статьи 9 Конституции РФ содержит принцип, устанавливающий и гарантирующий многообразие форм собственности на землю — государственной, муниципальной, частной и иных форм.
- Статья 36 Конституции РФ
- Эта статья определяет, что собственник земли вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушают прав и законных интересов иных лиц.
- Таким образом, Конституция РФ определила главное направление земельного законодательства — природоохранное, закрепив «принцип приоритета природоохранных норм при регулировании земельных отношений».
- Статья 72 Конституции РФ
- Эта статья устанавливает, что вопросы владения, пользования распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также само земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
- Таким образом, Конституция РФ предоставляет возможность регионам самим регулировать те земельные отношения, которые объективно являются особенными для той или иной территории.
Земельный кодекс РФ и федеральное земельное законодательство
Основным источником земельного права является Земельный кодекс РФ.
После принятия Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 г.) земельное законодательство стало более или менее упорядоченным, систематизированным.
В Земельном кодексе РФ содержатся общие положения земельного права, на его основе принимаются другие федеральные земельные законы, среди которых можно назвать:
- Федеральный закон от 18.06.2001 «О землеустройстве»;
Источник: https://moiprava.info/semya-i-zhilishche/zemelnoe-pravo
Понятие и виды источников земельного права
Источник земельного права – внешняя форма выражения норм, регулирующих общественные отношения, входящие в предмет земельного права.
Виды источников земельного права
- Конституция РФ;
- Международные договоры и соглашения;
- ФКЗ (ФКЗ о правительстве);
- ФЗ – ЗК, ЛК, ФЗ “О землеустройстве” и др;
- Акты Президента;
- Акты Правительства;
- Ведомственные акты;
- Законы субъектов ( Закон Тульской области “О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области”);
- Подзаконные акты субъектов;
- Акты органов местного самоуправления.
Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Субъекты могут принимать любые законы, которые не противоречат Конституции РФ, ФКЗ и ФЗ, включая ЗК. Земельные законы субъектов могут быть приняты по вопросам, которые прямо указаны в ЗК или по другим вопросам для устранения пробелов в законодательстве.
Например, Закон Тульской области “О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области” устанавливает полномочия правительства Тульской области в сфере земельных отношений, порядок установления на территории области публичных сервитутов, вопросы безвозмездного пользования земельными участками и некоторые другие вопросы.
Нормы международного права и международные договоры РФ как источники земельного права
Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью национальной правовой системы.
Аспекты, регулируемые международными актами:
- Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение, потому что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.
- На основании международных договоров и соглашений определяются режимы использования земель, в частности, в пограничной зоне. К числу таких международно-правовых документов, относится, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики “О руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках”.
- Международные договоры могут выступать основой и для установления режима охраны среды обитания объектов животного и растительного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях. Примером такого многостороннего международного договора является Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, прежде всего в качестве мест обитания водоплавающих птиц.
Источник: https://okrainaruneta.ru/istochniki-zemelnogo-prava/
Читать
Анна Лиманская
Земельное право. Общая часть: Учебное пособие
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ
- Автор
А. П. Лиманская, доцент кафедры гражданского права Ростовского филиала Российского государственного университета правосудия, канд. юрид. наук.
Рецензенты:
И. О. Краснова, зав. кафедрой земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия, докт. юрид. наук, профессор;
А.Н. Лужина, доцент кафедры гражданского права РГУП, канд. юрид. наук, доцент;
Э. Ф. Нигматулина, доцент кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, канд. юрид. наук, доцент.
Информационная поддержка СПС «КонсультантПлюс»
Введение
Становление и развитие земельного права в качестве самостоятельной отрасли права обусловлено объективной потребностью рационального использования и охраны земель, необходимостью эффективного управления земельным фондом Российской Федерации и приоритетного развития рынка земель. Публичная ценность земель как важнейшего средства производства и территориальной основы жизнедеятельности человека и одновременно объекта имущественных отношений определяют специфику регулирования данных отношений с учетом двойственной сущности земель.
На различных этапах развития общества изменялось отношение человека к вопросам правового обеспечения охраны и использования земель. В условиях феодализма земля рассматривалась как основное средство производства в сельском хозяйстве. На ранней стадии развития капитализма земля признавалась в качестве базиса развития промышленного производства.
В современных исторических условиях правовое значение земли в законодательстве и теории земельного права получило принципиально новую трактовку.
Земля признается объектом, обладающим двойственной правовой сущностью, а именно, является важнейшим компонентом окружающей среды и одновременно объектом недвижимости.
Двойственное социальное назначение земли обусловило необходимость выделения земельного права в качестве самостоятельной отрасли права.
Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила экономические, правовые и политические основы регулировании земельных отношений, предусмотрев многообразие форм собственности на земельные участки, определив совместное ведение Российской Федерации ее субъектов в регулировании земельных отношений, признав земли основой жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Изменения земельного законодательства на современном этапе отражают общие тенденции реформирования правовой системы в России. Пересматриваются основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации и земельного законодательства. В последние годы приняты федеральные законы от 23 июня 2014 г.
№ 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др. Динамично развивается и земельное законодательство субъектов Российской Федерации.
Изменениям подвержены и основные приемы судебного толкования норм земельного права, развивается практика их применения.
Именно поэтому издание данного учебного пособия, отражающего основные тенденции земельного законодательства и судебной практики на современном этапе, представляется важным и для студентов вузов, для судей, государственных и муниципальных служащих в системе государственного земельного надзора.
В учебной литературе земельное право традиционно рассматривается в качестве комплексной отрасли права, имеющей специальные цели и объект правового регулирования, основанной на сочетании частных и публичных методов правового регулирования. Признание публичной ценности земель в условиях существования их рыночного оборота предполагает применение специфических приемов правового регулирования, основанных на приоритете публичных методов.
Земельное право как учебная дисциплина включает общую, особенную и специальную части.
В предлагаемой книге изложено содержание общей части, в которой раскрываются основные положения земельного права, определяются понятие, предмет, источники, система данной отрасли права, освещаются наиболее важные вопросы теории правового регулирования земельных отношений и практики правоприменения в данной сфере.
Внимание студентов при изучении данной дисциплины в первую очередь обращено на овладение такими навыками, как составление юридической документации для целей кадастрового учета, государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними. Не менее важными являются также навыки квалификации земельных правонарушений, исследования и толкования земельного законодательства.
В период обучения студентам необходимо получить знания, способствующие комплексному применению норм различной отраслевой принадлежности (гражданского, уголовного, земельного и иных отраслей права) применительно к специфичной сфере земельных отношений.
При отборе вопросов, на которые в пособии даются краткие ответы, использовались программы и экзаменационные билеты юридического факультета Российского государственного университета правосудия. В учебном пособии приведены основные правовые позиции судебных органов, позволяющие привить навыки применения земельного законодательства при разрешении земельных споров.
Предлагаемое учебное пособие рассчитано на широкую читательскую аудиторию – студентов, преподавателей, аспирантов и практикующих юристов.
Данная книга может быть использована в практике судебных органов при разрешении судебных споров и формировании обобщений судебной практики в рамках отдельных правовых направлений судебной практики, государственными служащими, осуществляющими деятельность в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета недвижимого имущества, государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга земель; муниципальными служащими – при осуществлении функций нормативного правового регулирования землепользования и землеустройства на территории населенных пунктов; субъектами предпринимательской деятельности при оформлении и защите прав на земельные участки; гражданами при приобретении и использовании земельных участков для потребительских целей.
В книге учтены изменения земельного законодательства, которые отражены по состоянию на 1 января 2017 года.
Глава 1
Земельное право как отрасль российского права
1.1. Роль земли в жизни общества. Значение земли как природного объекта и недвижимого имущества
Земля, понимаемая в праве как природный объект и природный ресурс, является важнейшим фактором формирования среды жизнедеятельности человека, основным средством производства и территориальной основой существования государства.
Множественность функций земли определяет комплексный характер отношений, объектом которых она выступает.
Для формирования земельного права как комплексной отрасли права методологическое значение (с точки зрения современного понимания задач и целей правового регулирования земельных отношений) имеет выявление интегрирующих и дискретных функций и свойств земель.
Интегрирующие функции земель состоят в обеспечении пространственной среды существования человечества в целом, отдельных общностей людей и жизнедеятельности каждого человека.
В связи с этим земля становится объектом разнообразных общественных отношений пространственно-базисного характера, в частности, связанных с использованием земель для целей передвижения, пользования природной средой как естественной средой жизнедеятельности человека. Земля как пространственно-базисное явление характеризуется свойством естественной ограниченности.
На данную особенность земель обращается особое внимание в связи с определением правовых режимов использования и оборота земель. Так, Е. А. Суханов отмечает, что естественная ограниченность земельных ресурсов становится «неизбежным препятствием для экономического развития»[1].
Задачи правового обеспечения рыночного оборота земель определяют потребность применения юридических моделей, позволяющих устанавливать вещные права нескольких лиц на один и тот же земельный участок, например, право собственности на земельный участок может быть обременено правами одновременно нескольких субъектов, например, арендаторов и обладателей сервитутов.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=611448&p=2
Земельное право Лекции по состоянию на октябрь 2015 года
Тема 1. Предмет и система Земельного права
1. Земля как объект природы, собственности и хозяйствования (пользования). Влияние данного триединства на правовое регулирование
Принцип триединства
земель закреплен в пп.1 п.1 ст.1 ЗК РФ.
В соответствии с
ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие
природные ресурсы используются и
охраняются в РФ как основа жизни и
деятельности народов, проживающих на
данной территории.
Правовой режим
земель определяется особенностями
земли как объекта природы. Земля это
важнейшая часть природной среды
характеризующаяся пространством,
рельефно-почвенным покровом,
растительностью, недрами и водами. Земля выступает основным компонентом
природной среды иные природные объекты
выступают лишь принадлежностью земли
и имею с ней тесную экологическую
взаимосвязь.
Земля выступает
в качестве средства производства в с/х
лесном хозяйстве а также пространственным
базисом для размещения населенных
пунктов и объектов производственных
инфраструктур. (дороги, ЛЭП).
Земля является
юридической категорией и выступает в
качестве объекта пользования, собственности
и владения.
В соответствии в
гражданским законодательством земля
является объектом имущественных
отношений и относится к группе недвижимого
имущества. Для того, чтобы зем. участок
признали недвижимостью он должен быть
индивидуализирован, должны быть
определены его размер, границы,
местоположение.
П.3
ст.
6 ЗК РФ: Земельный участок как объект
права собственности и иных предусмотренных
настоящим Кодексом прав на землю является
недвижимой вещью, которая представляет
собой часть земной поверхности и имеет
характеристики, позволяющие определить
ее в качестве индивидуально определенной
вещи. В случаях и в порядке, которые
установлены федеральным законом, могут
создаваться искусственные земельные
участки.»
Указанные
обстоятельства позволяют выделить
следующие функции земли.
Земля обеспечивает
нас всем необходимым, является средством
производства и пространственным базисом.
Плодородие земли.
-
Социально-политическая (оздоровительная)
На различных этапах
развития общества земля была и остается
предметом политической борьбы.
Земля это основной
элемент природного комплекса. Все другие
объекты являются его принадлежностью
(лес, вода, недра, жив.мир). Говоря о земле
как об экологической категории отдельно
выделяют почву (почвенный слой
Правовой режим
земель должен учитывать все вышеперечисленные
функции земли. Земли в пределах границ
РФ составляют земельный фонд.
Понятие земля
необходимо отграничивать от понятия
территория.
Территория – это
исключительно государственно-правовое
понятие это атрибут государственного
суверенитета пространственный предел
гос.власти того или иного государства.
2. Предмет и метод земельного права
Предмет – это
общественные отношения, которые
подвергаются изучению или регулируются
какой-либо отраслью права, в данном
случае земельным правом.
Предметом земельного права являются:
- отношения собственности, вещные и иные права на землю
- экономические земельные общественные отношения (зем.налог, кадастровая стоимость, арендная плата)
- отношения, связанные с управлением земельными ресурсами (структура органов власти и их компетенция)
- договорные земельные отношения, предметом которые выступают земельные участки (сделки)
- отношения в сфере использования земель (принципы землепользования)
- отношения по защите законных прав и интересов землепользователей
- отношения в сфере охраны земель (мероприятия по восстановлению нарушенных земель)
- охранительные земельные отношения (имеют комплексный характер, т.к. связаны с юридической ответственность)
Методы правового
регулирования.
Метод правового
регулирования – это способ воздействия
на общественные отношения со стороны
государства.
Или другими словами, это
– устанавливаемый нормами права
специфический способ правового
воздействия на поведение участников
правовых отношений по реализации
правомочий собственников земельных
участков, обеспечению рационального
землепользования, охране земель, защите
экологических прав и законных интересов
физических и юридических лиц.
В РФ насчитывается около 15 отраслей права, а в науке
существует лишь два метода правового
регулирования:
Административно-правовой
метод (императивный) – заключается
в установлении предписания, дозволения,
запрета, в обеспечении государственного
принуждения к должному поведению
правовых предписаний. Например:
админ-правовым методом регулируются
предоставление и изъятие земель,
государственный надзор за охраной и
использованием земель, установление
публичного сервитута и т.д.
То есть адм-прав
метод основывается на власти и подчинения.
Гражданско-правовой
метод (диспозитивный) — основывается
на равенстве сторон правоотношений, то
есть участники гражданско-правовых
отношений – это равноправные субъекты,
независимые друг от друга, сами определяют
свои права и обязанности, но они должны
быть в рамках закона. Применяется при
совершении сделок с землей.
Эти два метода
могут применяться порой одновременно.
Например, заключается договор купли-продажи
земельного участка, но в процессе
землепользования нарушаются нормы ЗК
РФ и причиняется вред земельному участку
– то в данном случае может быть применен
адм-правов метод регулирования.
-
Задачи и принципы земельного права.
Задачи земельного
права были закреплены в ЗК РСФСР 1991
года. В ЗК РФ данная статья свое отражение
не нашла. На сегодняшний день на
законодательном уровне задачи земельного
права не закреплены и определяются
наукой.
Задачи ЗП:
-
учитывать множественность субъектов права собственности на землю и множественность видов прав на земельные участки
-
регулировать поведение субъектов земельных отношений
-
устанавливать порядок деятельности государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.
-
Защищать конституционные права и интересы граждан и юридических лиц, связанных и использованием земельных участков.
Принципы земельного
права.
Содержатся в
ст.1 ЗК РФ.
1. Учет значения
земли как основы жизни и деятельности
человека, согласно которому регулирование
отношений по использованию и охране
земли осуществляется исходя из
представлений о земле как о природном
объекте, природном ресурсе и недвижимом
имуществе.
Данный принцип
установлен для реализации ч.2 ст.36
Конституции РФ.
2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента
окружающей среды и средства производства
в с/х и лесном хозяйстве перед использованием
земли в качестве недвижимого имущества,
согласно которому владение, пользование
и распоряжение землей осуществляется
собственниками зем. участков свободно,
если это не наносит ущерб окружающей
среде.
Выражается в
необходимом ограничении хозяйственной
свободы пользователей земли в целях
охраны окружающей среды, т.е. собственник
или землепользователь должен проводить
необходимые мероприятия направленные
на охрану земель.
3. приоритет охраны
жизни и здоровья человека при использовании
и охране земель даже если это потребует
больших затрат.
Согласно данному
принципу все непосредственные
землепользователи обязаны нести
необходимые затраты.
4. участие граждан
и общест. объединений в решении вопросов,
касающихся их прав на землю, согласно
которому граждане РФ, обществен.
объединения имеют право принимать
участие в подготовке решений по охране
и использованию земель, а органы гос.
власти и м/с обязаны обеспечить возможность
такого участия.
5. единство судьбы
земельных участков и прочно связанных
с ними объектов, согласно которому все
прочно связанные с земельными участками
объекты следуют судьбе земельных
участков.
Однако ст.35 п.1 ЗК
РФ устанавливает, что при переходе права
собственности на здание, строение,
сооружение, находящиеся на чужом
земельном участке, к другому лицу оно
приобретает право на использование
соответствующей части зем.участка,
занятой зданием, строением, сооружением
и необходимыми для их использования,
на тех же условиях и в том же объеме, что
и прежний собственник.
6. приоритет
сохранения особо ценных земель и земель
особо охраняемых территорий, согласно
которому изъятие ценных земель с/х
назначения, лесного фонда, занятых
лесами защитного назначения, земель
особо охраняемых природных территорий,
земель занятых объектами культурного
наследия и использование для иных целей
ограничивается или запрещается.
Установление
данного принципа не должно толковаться
как отрицание или умаление значения
земель других категорий.
7. платность
использования земель, согласно которому
любое использование земель осуществляется
за плату, за исключением случаев,
установленных законодательством.
Виды платы за землю
зем.налог и арендная плата.
Исключение могут
составлять публичные земельные сервитуты,
налоговые льготы и право безвозмездного
пользования.
8. принцип строго
целевого использования земельных
участков.
Целевое назначение
определяется исходя из отнесения земель
к той или иной категории. С.7 ЗК РФ
устанавливает 7 категорий земель:
-
1) земли
сельскохозяйственного назначения; -
2) земли населенных
пунктов; -
3) земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для
обеспечения космической деятельности,
земли обороны, безопасности и земли
иного специального назначения; -
4) земли особо
охраняемых территорий и объектов; -
5) земли лесного
фонда; -
6) земли водного
фонда; - 7) земли запаса.
Нецелевое
использование зем.участка влечет его
изъятие.
9. принцип
рационального использования означает
извлечение максимальной прибыли при
нанесении минимального ущерба земле.
10. разграничение госуд. собственности на землю на
собственность РФ, субъектов РФ и
собственность муниц. образований.
11. сочетание
интересов общества и законных интересов
граждан, согласно которому регулирование
использования и охраны земель
осуществляется в интересах всего
общества при обеспечении гарантий
каждого гражданина на свободное владение
пользование и распоряжение принадлежащим
ему земельным участком.
12. принцип
разграничения действия норм гражданского
и земельного законодательства.
При противоречии
ГК И ЗК приоритет отдается нормам
земельного права.
13. иные принципы.
Перечень не исчерпывающий ФЗ могут быть
установлены и иные принципы земельного
законодательства.
-
Понятие земельного права.
Земельное право
понимается в трех значениях:
-
как отрасль права
-
как наука
-
как учебная дисциплина
1.Земельное
право как отрасль права – это совокупность
правовых норм, предметом правового
регулирования которых являются земельные
правоотношения, т.е.
общественные
отношения по использованию и охране
земли как природного ресурса.
Земельно-правовые нормы установлены
государством для обеспечения интересов
граждан, юр.л.
и государства в земле, ее
рациональном использовании, а также
охране их прав на землю.
Земельное право
– это самостоятельная и комплексная
отрасль права. В качестве самострельной
отрасли права земельное право возникло
после Октябрьской революции с первым
Декретом ВЦИК «О земле» от 26 октября
1917 г.
Комплексный
характер данной отрасли права заключается
в том, что в регулировании земельных
правоотношений применяются не только
нормы земельного права, но и нормы
административного и гражданского права.
2.Земельное
право как наука представляет собой
систему научных взглядов, мнений,
доктрин, выражающих представление об
отрасли земельного права, в том числе
от истории возникновения, становления,
развития данной отрасли, а также
взаимодействии норм земельного права
с нормами иных отраслей права.
Данная наука
изучает проблемы в правовом регулировании
современного земельного законодательства
через издание юридических справочников,
энциклопедий, написания диссертаций и
монографий.
3. Земельное
право как учебная дисциплина – это
система и научных положений об основных
правовых понятиях, принципах отрасли
земельного права.
Источник: https://studfile.net/preview/5316266/
Земельное право
Перейти к следующей статье
Что обозначает термин «право» в значительной степени понятно на интуитивном уровне. Так называют достаточно сложную систему общеобязательных юридических норм, выражающих общественную волю и направленную на регламентацию общественных отношений. Современное право берет начало из правил поведения, зародившихся еще в доисторические времена.
Среди множества отличительных признаков права особенно отчетливо выделяется его неразрывная связь с государством. Именно государство ─ источник норм права и, по сути дела, единственный гарант их соблюдения. Объективное право принимает форму законодательства.
Понятие земельного права
Юридическое право разделяется на отрасли. Каждая из них, обладая специфическими чертами (гражданское конституционное, семейное, трудовое, уголовное и иные виды права) «отвечает» за свое направление, имеет свой предмет регулирования.
Земельное право РФ занимает самостоятельное место в общей системе права, поскольку оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений – земельных.
В «архитектуре» земельного права важнейшее значение имеют нормы гражданского права.
Федеральное земельное законодательство состоит из двух групп законов. К первой относятся нормативные акты собственно земельного законодательства (Земельный кодекс РФ и ряд федеральных законов). Ко второй ─ нормативные акты иных отраслей права, так или иначе «вторгающихся» в земельные правоотношения.
Земельное и гражданское право в историческом контексте
Интересно, что сравнительно недавно в 50-80-х годах XX столетия в отечественной специальной литературе отмечалось, что в буржуазных государствах земельные отношения регулируются главным образом нормами гражданского права.
Так было (и есть) потому, что земля, являясь объектом права частной собственности, находится в гражданском обороте.
Но поскольку для эффективного землепользования одних норм гражданского права недостаточно, имеет место процесс формирования специального земельного законодательства, определяющего обязанности собственников земли и регулирующего порядок ее использования.
Несколько десятилетий назад в странах народной демократии «земельный вопрос» решался с разной степенью бескомпромиссности. В некоторых из них была осуществлена полная национализация земли. В других право собственности на землю существовало в нескольких формах (государственной, собственности сельскохозяйственных производственных кооперативов и частных лиц).
Разным был ответ на вопрос: выделять земельное право в самостоятельную отрасль права или нет?
Земельное право в России ─ три революции за один век
- С появлением собственности на землю рождается потребность в регулировании отношений между землевладельцами и государством.
- Земельное право в России неоднократно претерпевало революционные изменения.
- Реформа 1861 года, отменив морально и экономически изжившую себя крепостную систему, коренным образом изменила земельно-правовой строй.
- Спустя чуть более полувека происходит еще одна революция, полностью перекроившая земельные отношения.
Декрет о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 г.
закрепил национализацию всех земель в стране. Национализацию, надолго ставшую основой земельного строя. Земельные отношения формировались на базе государственной собственности на землю. Любые сделки, в прямой или скрытой форме нарушающие ее, признавались недействительными.
Земля, за исключением некоторых случаев, указанных в законе, предоставлялась в бесплатное пользование. Так продолжалось вплоть до экономических реформ начала 90-х годов XX столетия.
Сразу после образования Российской Федерации как независимого государства в 1991 г. разрабатывается и начинает реализовываться программа крупномасштабного реформирования земельных отношений, в основу которой была положена идея денационализации земли.
В ходе проведения очередной земельной реформы были приняты законы о плате за землю, крестьянском (фермерском) хозяйстве, Земельный кодекс республики, развернута приватизация земель. Спустя 70 лет полного отрицания частной собственности на землю система земельного права полностью реабилитировала ее.
В 90-е годы XX века земельное законодательство в значительной мере развивается на основе указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, адаптирующих земельные отношения к стремительно меняющимся политическим реалиям. В 2001 г. принимается новый Земельный кодекс РФ.
Земельное право в России за век с небольшим пережило три крупномасштабные реформы. Сегодня его эволюция определяется двумя наиболее ярко выраженными тенденциями — акцентированием самостоятельности и усилением экологической составляющей.
Земельное право сегодня
В настоящее время земельное право регулирует общественные отношения, связанные с предоставлением, использованием и охраной земельных участков.
Предоставлением ─ потому что, несмотря на переход к рыночной экономике, в течение двух последних десятилетий, а также становление, количественный рост и качественное развитие земельного рынка, в государственной собственности по-прежнему находится большинство земельных участков.
Согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Российской Федерации в собственности граждан находится только 6,9% земель, в собственности юридических лиц и того меньше (0,9%).
Зато в государственной и муниципальной собственности ─ более 90% всех российских земель.
Сегодня существуют два основных способа использования земельных участков: в качестве средства производства и для строительства. Доходность второго варианта несоизмеримо выше.
Земельные участки нуждаются в защите от негативного воздействия. Как антропогенного, так и разного рода природных сил. Обеспечить эту защиту – одна из важнейших задач земельного законодательства.
Источники земельного права. Предмет земельного права
Источники земельного права ─ это земельно-правовые акты, изданные уполномоченным Государственным органом и содержащие нормы земельного права.
Основные источники земельного права в современной России – Конституция, Гражданский кодекс и Земельный кодекс РФ.
Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу.
Каждый источник земельного права ─ элемент в системе земельного законодательства, которое, в свою очередь, является звеном в общей системе права государства.
Земельное право в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Решения, регулирующие земельные отношения, в пределах своих полномочий принимает Правительство Российской Федерации. Издавать акты, содержащие нормы земельного права, могут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Складывающиеся и изменяющиеся под влиянием намерений и волеизъявления людей земельные отношения составляют предмет земельного права.
Регулирование земельных отношений осуществляется нормами не только земельного, но и гражданского, административного, экологического и других отраслей законодательства. Поэтому крайне важным является разграничение действия их норм и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.
Принципы земельного права
Правовые принципы ─ это руководящие положения любого права, его основополагающие начала. Основные принципы земельного законодательства перечислены в самой первой статье Земельного кодекса РФ. Федеральными законами могут устанавливаться и другие.
Важнейший из принципов земельного права: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека. Вообще, экологическая направленность российского земельного законодательства не вызывает сомнений. Поэтому среди принципов земельного права есть два соответствующих приоритета.
Первый ─ приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Второй ─ приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.
Не выпадает из этого контекста еще один приоритет ─ охраны жизни и здоровья человека при использовании земли.
- Рыночную сущность нынешнего землепользования отражает принцип платности использования земли.
- Такие принципы как участие граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на землю, и сочетание интересов общества и законных интересов граждан, свидетельствуют о социальной направленности российского земельного законодательства.
- Регламентировать связанные с землей имущественные отношения помогает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Еще один важный принцип ─ деление земель по целевому назначению на категории и дифференцированный подход к установлению правового режима земель. (Регистрация прав на земельный участок, например, сопровождается указанием категории земель в документах о государственной регистрации).
Земельные правоотношения. Права граждан на земельные участки
Как и любые другие правоотношения (т. е. урегулированные нормами права общественные отношения), земельные включают в себя, помимо этих норм права, субъекты, объекты и содержание правоотношений.
- В России участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
- Земельные права граждан и других участников земельных отношений можно рассматривать с двух позиций: как юридический факт, на основании которого возникло право обладания земельным участком, и как совокупность правомочий в отношении владения, пользования и распоряжения землей.
- По объему и содержанию прав и обязанностей участники земельных отношений (они же субъекты земельного права) делятся на несколько категорий.
Кто такие собственники земельных участков дополнительных разъяснений не требует. Права собственника земельного участка регламентированы в статье 40 Земельного кодекса РФ.
Но право на земельный участок (или право пользования земельным участком) – это не обязательно право собственности на земельный участок. Так, право владения земельным участком есть у землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
И у каждого из них право, позволяющее владеть и пользоваться земельными участками, свое. У землепользователей ─ это право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. У землевладельцев ─ право пожизненного наследуемого владения.
У арендаторов земельных участков ─ лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды или субаренды ─ право аренды земельного участка.
Есть еще обладатели сервитута ─ те, кто обладает правом ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитутом).
Исчерпывающий перечень объектов земельных отношений содержит статья 6 Земельного кодекса РФ, согласно которой объекты земельного права ─ это земля как природный объект и природный ресурс и индивидуально определенные (т. е. сформированные) земельные участки и их части.
- Содержание земельных правоотношений представляет собой конкретные права и обязанности участников этих отношений.
- Регистрация права собственности земельного участка осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
- Важные вопросы ─ приобретение прав на земельный участок и прекращение прав на земельные участки рассмотрены в Главах V «Возникновение прав на землю» и VII «Прекращение и ограничение прав на землю» Земельного кодекса Российской Федерации.
- Признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Сегодня земельное право является одной из важнейших отраслей права. Во-первых, потому, что земля была и остается главным природным ресурсом. Во-вторых, поскольку от состояния рынка недвижимости, ─ а земля составляет его основу, ─ зависит экономическое благосостояние общества в целом и отдельных его членов. Даже если сами они земельной собственностью не обладают.
22 июля 2014 г.
Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье
Источник: https://zakadom.ru/zemelnoe_pravo