Земли лесного фонда и правовой режим их использования в 2020 году

Вопросы использования земель лесного фонда регулируются ст. 101 ЗК РФ и Лесным кодексом РФ. Расскажем в статье, какие участки относятся к этой категории, как они оформляются в частное пользование и можно ли оформить право собственности на земли лесного фонда.

Какие участки относятся к лесному фонду?

К землям лесного фонда относятся не только участки, покрытые растительными элементами. В эту категорию также входят территории, предназначенные для целей восстановления лесного хозяйства (пустыри, вырубленные территории, гари), а также болотистые местности. Помимо этого, в лесной фонд входят участки, требуемые для нужд хозяйствующего субъекта – дороги, просеки и т.д.

Законодательно выделяют три категории участков лесного фонда. В первую категорию, имеющую защитное предназначение, входят:

  • берега водоемов, защищенные государством лесные полосы, противоэрозийные лесные массивы, ленточные боры;
  • полосы леса вдоль линий ж/д, автомобильных трасс;
  • леса, расположенные в пустынях, степях и других малолесных территориях;
  • природные памятники, национальные парки и заповедники;
  • леса, находящиеся в санитарных курортных и водоохранных зонах;
  • наиболее ценные лесные массивы.

Леса второй категории располагаются в регионах, для которых характерна высокая плотность населения и развитая транспортная сеть. Сюда же относят растительность в зонах, где выявлена нехватка ресурсов, а леса имеют эксплуатационное, оздоровительное или защитное значение.

Третья категория включает в себя лесные массивы в зонах, признанных многолесными регионами. Эти лесные ресурсы подразделяются на те, что уже освоены и те, что находятся в резерве.

Границы земель лесного фонда выделяются специальными знаками. Территории могут быть изъяты или включены в лесной фонд только в порядке, предусмотренном законодательно.

Правовой режим использования земель лесного фонда

Собственником земель лесного фонда является государство или субъекты РФ. Однако граждане вправе использовать лес в собственных нуждах, если это не противоречит законодательным актам. К примеру, разрешается сбор грибов, ягод, орехов и лекарственных трав, а в некоторых зонах допускается охота на диких животных.

Физические лица и организации могут взять лес в аренду, заключив договор с властями. Пользователи обязаны соблюдать условия принятого соглашения, а также правила использования природных ресурсов:

  • обеспечение рационального и непрерывного использования леса и его продуктов;
  • обеспечение сохранности и усиления функций леса с целью здравоохранения и улучшения окружающей среды;
  • соблюдение надлежащего лесопользования на основе грамотной технической политики;
  • улучшение породного состава и качества лесного покрова, повышение его продуктивности;
  • обеспечение охраны и защиты леса;
  • рациональное использование лесных богатств;
  • сохранение биологического многообразия;
  • сохранение объектов природного и историко-культурного наследия.

Арендаторы обязаны проводить восстановительные мероприятия, когда это необходимо. Занятие неразрешенными видами деятельности на территориях лесного фонда недопустимо.

Земли лесного фонда и правовой режим их использования в 2020 году

Законом разрешаются следующие виды деятельности частных лиц и организаций:

  • заготовка древесины;
  • вырубка ели к Новому году;
  • заготовка коры, бересты, живицы, листьев, камыша;
  • сенокошение;
  • обустройство пасеки;
  • выпас скота;
  • организация мероприятий культурно-оздоровительного, спортивного, научно-исследовательского, туристического или иного характера.

Арендатора вправе возводить на землях лесного фонда вспомогательные сооружения и постройки.

Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность?

Единственно возможный способ оформления лесного участка в собственность с точки зрения закона – изменение категории земли. И стоит сказать, что, когда вопрос касается леса, это очень непростая процедура.

Разрешение на смену категории для последующего переоформления в собственность выдается на трех уровнях – местном, субъекта РФ и федеральном. Обращаться следует в Департамент лесного хозяйства, если территория разграничена, и в Правительство РФ, если границы не обозначены.

Процедура требует сбора внушительного пакета документов. Все они должны быть безупречны с юридической точки зрения. Решения о переводе принимаются не сразу – часто процесс затягивается на несколько лет. Гораздо проще оформить такую землю в аренду.

Перевод земель из лесного фонда в другую категорию

Есть несколько обстоятельств, на основании которых возможен перевод:

  1. Изменение предназначения территории в лесоустроительных документах.
  2. Корректировка границ населенного пункта.
  3. Наличие соответствующего заключения экологической экспертизы.
  4. Невозможность эксплуатации участка по его прямому назначению.
  5. Прекращение нужды в обеспечении потребностей лесного хозяйства.

В других обстоятельствах изменение категории земли не допускается.

Чтобы осуществить перевод необходимо подать ходатайство в уполномоченный орган. Сделать это может любое заинтересованное лицо.

В заявлении указываются следующие данные:

  • кадастровый номер участка;
  • категория, к которой земля принадлежит в настоящее время;
  • желаемая категория;
  • обоснование причины перевода.

К оформленному ходатайству прикладываются документы:

  • выписка из ЕГРН;
  • общегражданский паспорт/выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • заключение экологической экспертизы (если этого требует закон);
  • расчетные данные о потерях лесного хозяйства.

Заявление с пакетом документов направляется в уполномоченный отдел муниципалитета или другой орган. В случае отказа в рассмотрении по причине несоответствия документов установленным требованиям, заявитель будет уведомлен об этом в течение 30 дней. Если бумаги приняты к рассмотрению, то о результате будет известно по истечению трех месяцев.

Земли лесного фонда и правовой режим их использования в 2020 году

Когда принимается решение по заявлению, уполномоченный орган направляет акт. В этом документе указываются данные о земельном участке, а также вынесенный вердикт. В случае, если смена категории разрешена, заявитель может подавать документы в муниципалитет об оформлении интересующего его участка в собственность.

Аренда земель лесного фонда

В любом случае арендовать землю лесного фонда значительно проще, чем изменить ее категорию для оформления в собственность. Тем более, что период пользования может достигать 49 лет.

Конечно, можно оформить землю лесного фонда в аренду и на более краткосрочный период. Но чаще всего это нецелесообразно. Особенно, если на участке планируется вести коммерческую деятельность.

Чтобы получить участок в аренду от государств необходимо подать соответствующее заявление в муниципалитет. Как правило, после этого будет объявлен конкурс, в котором побеждает претендент, предложивший максимальную сумму за пользование участком.

Избежать аукциона не удастся. Это возможно в исключительных случаях. К примеру, если у вас на этом участке земли есть узаконенные постройки.

Аренда оформляется договором. Следует внимательно изучить документ, так как именно на его основании складываются отношения землепользователя и собственника. Лучше всего привлечь к заключению договора профессионального юриста.

Получить правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне, и получите квалифицированный ответ юриста в короткие сроки.

Теперь вы знаете, каков правовой режим использования земель лесного фонда. Оформить такие участки в собственность практически невозможно, но чаще всего это и ни к чему – для ведения деятельности и извлечения пользы достаточно владеть землей на правах аренды.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/zemli-lesnogo-fonda/

Земли лесного фонда и их использование

Земельные ресурсы Российской Федерации по видам использования делятся на семь категорий. Преобладают леса, которые составляют 65% от площади территории государства.

Определение

Земли лесного фонда и правовой режим их использования в 2020 году

Земли лесного фонда – природный хозяйственный объект собственности федерального значения. Это леса и участки, предназначенные для лесной промышленности. Исключение составляют массивы городских поселений и территории, которыми распоряжается Министерство обороны РФ.

К землям лесного фонда (ЛФ) не относятся:

  • наделы сельскохозяйственного назначения;
  • насаждения кустарниковой растительности;
  • участки водного фонда.

Подробный список массивов ЛФ регламентирован положениями статьи №23 Лесного кодекса РФ.

Какие земли относятся к лесному фонду

Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:

  • берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
  • участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
  • природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
  • находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
  • площади для восстановления лесов;
  • территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.

Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.

Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:

ВАЖНО! Границы земель ЛФ определяются по специальным межевым знакам или по картографическим материалам. Их исключение или присоединение происходит в соответствии с действующими законами Лесного и Земельного кодексов.

Виды разрешенного использования

Все территории, входящие в состав фонда, являются собственностью государства или субъектов РФ. Однако действующий правовой режим не запрещает гражданам пользоваться ими. Разрешены собирательство ягод, грибов, в некоторых регионах – охота на диких животных, сбор валежника.

Физические лица могут взять земельный участок лесного фонда в аренду. При этом они обязаны соблюдать условия договора временного владения. Арендаторы должны:

  • рационально, непрерывно пользоваться арендуемым объектом;
  • обеспечивать сохранность участка, следить за экологией окружающей среды;
  • соблюдать правила, нормы лесопользования;
  • поддерживать биологическое многообразие видов;
  • сохранять и защищать объекты природного, культурного наследия, расположенные на арендуемом участке.

Лесной кодекс регламентирует следующие виды использования участков (ресурсов) фонда:

  • заготовка древесины;
  • елей к Новому году;
  • древесных продуктов (коры, бересты, листьев);
  • сенокос;
  • создание пасек;
  • выпас скота;
  • устройство различных мероприятий, не противоречащих действующим законам.

ВАЖНО! Арендаторам государственных зон разрешается по согласованию строить на объектах вспомогательные здания и сооружения.

Можно ли оформить в собственность

По общим правилам зарегистрировать земли лесного фонда в собственность нельзя. Однако физические и юридические лица могут ходатайствовать о смене категории территории и тем самым получить право на ее приобретение.

Разрешение на изменение ВРИ (вид разрешенного использования) выдается на трех уровнях:

  1. местном;
  2. региональном;
  3. федеральном.

ВАЖНО! Процедура изменения ВРИ участка, принадлежащего лесному фонду, длится долго. Поэтому, чтобы пользоваться, заключают арендное соглашение по интересующему объекту.

Как перевести землю лесного фонда в другую категорию

Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:

  • изменение назначения участка в устроительной документации;
  • увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
  • по решению экологической экспертной группы;
  • невозможность использования территории по основному назначению;
  • прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
Читайте также:  Права и обязанности тсж: деятельность правления в 2020 году

Порядок оформления:

  1. Получить сведения из ЕГРН.
  2. Составить заявление.
  3. Собрать документы.
  4. Получить решение.

Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:

  • правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
  • отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.

Список документов:

  • паспорт (для физических лиц);
  • заявление;
  • выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
  • решение экологической экспертной группы (если требуется);
  • выписка о характеристиках территории из Росреестра;
  • расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.

Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:

  • наименование учреждения, в которое подается обращение;
  • персональные данные заявителя;
  • выписка из кадастрового реестра;
  • текущая категория надела;
  • в какой ВРИ переоформляется;
  • подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.

Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.

Рекомендуем: Правила пользования землями сельхозназначения.

Источник: https://ozhkh.ru/zemelnyj-uchastok/zemli-lesnogo-fonda

Правовой режим земель лесного фонда

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части лесного фонда в собственность субъекта РФ.

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться, однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов РФ в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с ЛК на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

Земли лесного фонда бывают лесными и нелесными (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).

  • К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда, болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования земли.
  • Учитывая понимание леса как совокупности лесной растительности, земли и других компонентов окружающей природной среды, основные требования к использованию земель лесного фонда совпадают с требованиями к лесопользованию. Они сводятся к следующему:
  • 1) обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;
  • 2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;
  • 3) установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;
  1. 4) платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;
  2. 5) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;
  3. 6) сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия;

7) рациональное использование земель лесного фонда (ст. 79 ЛК РФ).

Выделяются леса первой, второй и третьей групп. Могут быть в лесах указанных групп выделены особо защитные земельные участки с ограниченным режимом — берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений.

  • К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы включают категории защитности:
  • 1) запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры;
  • 2) защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, на малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;
  • 3) зеленые зоны поселений, памятники природы, леса государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков;
  • 4) леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов;
  • 5) особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, притундровые леса.
  • Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования.

К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Эти леса разделяются на освоенные и резервные.

Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований по представлению федерального органа управления лесным хозяйством (ст. 55 — 60 ЛК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_217611_pravovoy-rezhim-zemel-lesnogo-fonda.html

Правовой режим земель лесного фонда

Земли лесного фонда — одна из категорий земель, наиболее значительных по пло-щади в РБ. Средняя лесистость на территории Беларуси составляет 38% (2004 г.).

Земли лесного фонда выполняют целый ряд важных функций: служат средством производства в лесном хозяйстве, поддерживают экологический баланс территории, служат резервом для землепользования в других отраслях, не связанных с использованием лесов (сельского хозяйства, транспортной, других).

Отношения, связанные с использованием и охраной этих земель, урегулированы как земельным, так и лесным законодательством.

Кодекс о земле устанавливает общий по-рядок предоставления земель лесного фонда, основные черты их правового режима, осно-вания прекращения права землепользования этими землями.

Одновременно в Лесном ко-дексе дается определение и структура земель лесного фонда, а также правовые нормы ле-сопользования.

Согласно Лесному кодексу (2000 в ред. 2004 гг.), лесной фонд образуют:

  • •    леса и покрытые ими земли,
  • •    лесные земли, не покрытые лесом,
  • •    нелесные земли.
  • Согласно статье 6 того же кодекса, в состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли.

К лесным относятся земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для его восстановления, предоставленные для нужд лесного хозяйства (вырубки, гари, площади, занятые питомниками и др.).

К нелесным землям относятся земли, не покрытые лесом (используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, дорогами, мелиоративной сетью и др.), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие не-удобные для выращивания леса земли), предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Последнее утверждение содержит некоторые противоречия. Первичной территориальной единицей земель этой категории является либо ЗУ государственной лесохозяйст-венной организации, либо контур лесных земель Гослесфонда.

А такие контуры могут быть расположены в пределах границ других категорий земель: природоохранных, обороны, населенных пунктов и др. Кроме этого, в границах ЗУ лесохозяйственных организаций могут находиться земли, занятые водными объектами, особо охраняемыми террито-риями и др.

, которые засчитываются и в состав нелесных земель данной категории, и в состав земель, например, водного фонда.

Основную часть лесного фонда образуют леса. Все леса образуют единый государственный лесной фонд. Лесные земли Гослесфонда по состоянию на начало 2004 г. занимали 8264 тыс. га. Леса составляют собственность государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право госу-дарственной собственности на леса, запрещаются.

В соответствии с хозяйственной ценностью лесов, их местоположением и выпол-няемыми функциями устанавливается деление лесов на группы. В лесном фонде выделяются леса первой и второй группы.

В 1 группу входят леса, выполняющие, в основном, экологические функции: водоохранные (31%), защитные —  противоэрозионные, вдоль дорог и др. (26%), зеленые зоны городов (30%), заповедники и национальные парки (10%), заказники и др. Ко 2 группе относятся эксплуатационные леса. Площади лесов 1 и 2 групп примерно одинаковы

В лесах первой и второй группы могут быть выделены особо защищенные участки с ограни-ченным режимом лесопользования (вдоль склонов оврагов, прибрежные полосы, опушки леса по границе населенных пунктов и др.).

  1. В зависимости от группы и категории лесов устанавливается порядок ведения в них лесного хозяйства.
  2. Перевод лесов из одной категории защищенности в другую осуществляется на основании решений Правительства РБ или областных органов, принимаемых по совместным представлениям специально уполномоченного республиканского органа в области использования, охраны, защиты лесного фонда и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ.
  3. Перевод нелесных земель в лесные земли в целях лесоразведения в границах лесного фонда осуществляется юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами.
Читайте также:  Выписка из похозяйственной книги в 2020 году в россии

Изъятие и предоставление (передача) земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, занимаемых лесами первой группы, для целей, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляются по решению Президента Республики Беларусь.

Лупа складная – прибор оптический небольшого размера, используется для лучшего рассматривания мелких изображений и предметов.

Складная лупа очень удобна в применении, её можно без проблем взять с собой, положив в карман или рюкзак, тем самым помогая вам в любое время рассмотреть мелкие предметы.

Перевод земель лесного фонда в земли других категорий производится в случае изменения их целевого назначения и согласовывается со специально уполномоченным органом лесного хозяйства. Различаются права лесопользования и землепользования на землях лесного фонда.

Право лесопользования и его виды

  • Лесопользование — использование лесных ресурсов и извлечение полезных свойств леса в конкретных целях;
  • лесопользователь — юридическое или физическое лицо, которому в установленном порядке предоставлено право пользования лесом;
  • лесорубочный билет, ордер, лесной билет (разрешительные документы) — документы, дающие право на краткосрочное пользование участками леса (лесорубочный билет — на рубку древо-стоя; ордер — на рубку части древостоя или отдельных деревьев; лесной билет — на заготовку жи-вицы, второстепенных лесных ресурсов и побочное лесопользование);
  • Лесопользователи имеют право осуществлять пользование лесом в пределах тех объемов, сроков и видов, которые указаны в документах на лесопользование.

Самым основным видом лесопользования является заготовка древесины. Она осуществляется в порядке рубок главного пользования, которые проводятся в пределах расчетной лесосеки, или промежуточного пользования.

  1. Согласно Лесному кодексу, расчетная лесосека — норма ежегодной заготовки древесины, устанав-ливаемая для рубок главного пользования;
  2. рубки главного пользования — рубки спелых и перестойных древостоев для заготовки древе-сины;
  3. рубки промежуточного пользования — рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки и рубки реконструкции, а также рубки обновления и переформирования насаждений;
  4. рубки реконструкции — рубки, проводимые в целях замены малоценных лесных насаждений, а также насаждений, теряющих средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и иные экологические функции;
  5. Расчетная лесосека определяется по рубкам главного пользования при лесоустройстве по каждому юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство, раздельно по группам пород в пределах групп и категорий защищенности лесов.

В лесах I группы разрешены только рубки ухода за лесом и санитарные рубки. На особо охраняемых участках леса может быть полностью или частично запрещено применение любых рубок.

В течение последних 5 лет в стране заготавливалось 12-13 млн. м3/год древесины по всем видам рубок, около 30% из них шло на экспорт. В перспективе предвидится улучшение видового состава лесов и значительное увеличение расчетной лесосеки.

К числу основных видов лесопользования относится и заготовка живицы (смолы хвойных деревьев). Участки леса для заготовки живицы могут предоставляться в пользование и в аренду только юридическим лицам. Гражданам самостоятельно заготавливать живицу запрещено.

Одним из основных видов лесопользования является также заготовка второстепенных лесных материалов (коры, бересты, древесных соков, технического сырья, веточных кормов, сбор мха), порядок их заготовки устанавливается специально уполномоченными органами государственного управления лесным хозяйством и утверждается Со-ветом Министров Республики Беларусь.

К побочным видам лесопользования относятся косьба, выпас животных, размеще-ние на землях лесного фонда ульев и пасек, сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, сбор семян древесных и кустарниковых пород. 

Участки лесного фонда могут предоставляться в пользование на основании лесных торгов или аукционов. Лесные торги в основном проводятся для предоставления участков леса под заготовку древесины.

В аренду (1-15 лет) могут предоставляться участки леса для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материалов, для нужд охотничьего хозяйства и иных целей. Выкуп арендованных участков лесного фонда запреща-ется.

Субаренда участков лесного фонда запрещается.

На лесопользователей накладывается ряд обязанностей, не исполнение которых влечет за собой юридическую ответственность.

В лесах, используемых для отдыха населения, органы местного управления вместе с лесохозяйственными предприятиями должны проводить мероприятия по благоустройст-ву лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения.

Всем лицам, находящимся в лесу, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, не допускать порубок деревьев и кустарников, засорения, разорения муравейников и гнездований птиц и т.п.

Ряд видов лесопользования запрещен на заповедных территориях и лесных землях специального режима.

Так, в городских лесах запрещены заготовка древесины в порядке рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных материалов, а также промысловая заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, пастьба скота и другие виды лесных пользовании, не совместимые с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и с организацией отдыха населения.

Основаниями для прекращения права лесопользования являются  истечение срока аренды, отказ от права пользования лесным участком, ликвидация юридического лица — лесопользователя, нарушение лесопользователем установленных правил, повлекшее за собой причинение вреда лесу, изъятие земель лесного фонда для государственных или общественных нужд.

Источник: https://www.bygeo.ru/materialy/tretii/osnovy-zem-zakonad-chtenie/2022-pravovoy-rezhim-zemel-lesnogo-fonda.html

Особенности правового режима земель лесного фонда Российской Федерации

Исяндавлетов М. М. Особенности правового режима земель лесного фонда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 233-234. — URL https://moluch.ru/archive/204/49864/ (дата обращения: 06.01.2020).



Встатье исследуются особенности правового режима земель лесного фонда, предназначение которого состоит в комплексном сохранении таких компонентов окружающей среды, как земля и лесные ресурсы. Обосновывается необходимость усовершенствования действующего законодательства, регламентирующего отношения по использованию, охране и воспроизведению земель лесного фонда.

Ключевые слова: лес, правовой режим земель лесного фонда, лесные ресурсы.

The article explores the features of the legal regime of the forest lands,whose purpose is the complex preservation of such environment components as land and wood resources. There is a need to improve current legislation, which regulates relations connected with the use, protection and reproduction of forest lands.

  • Keywords: forest, legal regime of forest lands, wood resources.
  • Современное состояние охраны лесных ресурсов в Российской Федерации характеризуется многими недостатками, в числе которых можно выделить несовершенство финансово-экономического механизма охраны лесных ресурсов и налоговой базы, которая не учитывает особенность долгосрочности в выращивании леса; дублирование полномочий административно-правовой охраны лесных ресурсов; нецелесообразное сочетание лесохозяйственными предприятиями функций по ведению лесного хозяйства и переработки древесины; значительный объем незаконных рубок, несовершенство порядка перераспределения земель лесного фонда; рост техногенной нагрузки на лесные экосистемы; увеличение случаев лесных пожаров; появление в лесных массивах вредителей, которые создают дополнительные проблемы для охраны лесных ресурсов, и отсутствие действенных средств борьбы с ними.
  • Помимо этого стоит отметить, что система управления в сфере охраны и воспроизводства лесов не обеспечивает в полной мере многоцелевое, непрерывное и устойчивое использование земель лесного фонда, лесных ресурсов и лесных экосистем.

Основное целевое назначение земель лесного фонда — это ведение на них лесного хозяйства, которое обеспечивало бы рациональное пользование лесами, их восстановление, охрану, улучшение природного состава и повышение продуктивности [5, с. 86].

Земли лесного фонда по внутренней структуре очень разнообразны и имеют сложный правовой режим, характеризуются рядом особенностей.

Прежде всего, эти особенности вытекают из действующего порядка пользования землями лесного фонда.

Иными словами, правовой режим этих земель целиком и полностью зависит от вида лесопользования, которое осуществляет землепользователь. Многоцелевое использование — одна из особенностей правового режима земель лесного фонда.

Во-первых, главным в их использовании является выращивание лесов и заготовка древесины, а во-вторых, проведение научно-исследовательских работ, охотничьего хозяйства, осуществление культурно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время в Российской Федерации практически все земельные участки отнесены к какой-либо категории земель по их целевому назначению. Тем не менее, для реализации некоторых целей возникает необходимость в изменении целевого назначения уже установленных и утвержденных категорий земель, т. е. перевод земель из одной категории земель в другую.

На сегодняшний день вопрос перевода земель из одной категории в другую остается весьма не простым и до сих пор нерешенным российским законодательством в полной мере (в частности, перевод земель лесного фонда в иные категории недостаточно урегулирован). Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы перевода земель лесного фонда включает в себя, в первую очередь, положения Земельного [2], Лесного [3] и Градостроительного [1] кодексов Российской Федерации.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, при этом осуществление иных видов деятельности не допускается.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Федеральным Законом № 172 от 21.04.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [4], решение о переводе принимается Правительством Российской Федерации.

  1. Перевод земель лесного фонда в иные категории земель осуществляется в исключительных случаях, которыми могут быть:
  2. ‒ организация особо охраняемых природных территорий;
  3. ‒ установление или изменение границ населенного пункта;
  4. ‒ размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
  5. ‒ создание туристско-рекреационных особых экономических зон.
  6. Проблемы, связанные с переводом земель из одной категории в другую, оказывают негативное воздействие на процесс развития территорий крупных регионов страны.

Таким образом, особенность правового режима земель лесного фонда объясняется тем, что леса России являются ее национальным богатством и по своему назначению и месту расположения выполняют преимущественно экологические, эстетические, воспитательные и другие функции, имеют ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учету и охране. В пределах земель лесного фонда разрешается только деятельность, связанная с ведением лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, специальное лесопользование, а также культурно-оздоровительная, рекреационная, спортивная, туристическая.

  • Правильное использование земельных ресурсов, в том числе и земель лесного фонда в полной мере зависит от качества управления ими.
  • В случае перевода земельных участков из лесного фонда в другие категории земель и передачи их в собственность, или предоставление в пользование для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства, органы, которые принимают такое решение, одновременно решают вопрос о сохранности или вырубке деревьев и кустарников и о порядке использования полученной при этом древесины.
  • Предприятия, учреждения, организации и граждане, которым передаются в собственность или предоставляются в пользование земельные участки без права вырубки деревьев и кустарников, обязаны обеспечивать их сохранность и охрану.
  • Литература:
Читайте также:  Отвод земельного участка: понятие и принципы отвода земли в 2020 году

Источник: https://moluch.ru/archive/204/49864/

Управление землями лесного фонда: основы правового режима

В нашей стране земли лесного фонда занимают очень приличную площадь, она охватывает практически половину всей территории РФ. Лес у нас имеет экологическое, а также социальное и экономическое значение.

С юридической точки зрения понятие «лес» подразумевает те категории лесных земель, которые прошли регистрацию в государственном кадастре, причем, среди них есть даже такие, где деревья совершенно не растут.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18. Это быстро и бесплатно!

Показать содержание

Правовой режим использования

В Лесном Кодексе (ст. 5 ЛК РФ) прямо указано на то, что лес воспринимается как природный ресурс или экологическая система. Под экологической системой подразумевается тот факт, что лес является основой жизни и деятельности (существования) народов, которые проживают на территории РФ. Как природный ресурс, он выступает предметом гражданско-правовых (и других) сделок.

Юридическая взаимосвязь лесопользования и землепользования обоснована тем, что невозможно использование лесов отделить от использования земель, на которых они располагаются.

В зависимости от категории и вида таких земель (ст.6, 6.1) устанавливается правовой режим, то есть, регулируется порядок использования данного лесного ресурса, ведения такого хозяйства и т.д.

На основании Земельного Кодекса (ст. 101 ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся:

  • Лесные земли – это такие, на которых расположена лесная растительность и земли, на которых пока не растет лес (прогалины, санитарные вырубки, места после пожаров и другие места), но они предназначены для его восстановления.
  • Нелесные земли – это различные дороги, просеки, болота и другое, предназначены все они для ведения лесного хозяйства.

О том, что относится к землям лесного фонда написано тут.

Основные субъекты прав

  1. Российская Федерация.
  2. Субъекты РФ.
  3. Юридические лица.
  4. Муниципальные образования.
  5. Граждане.

Граждане могут свободно находиться в лесу, собирать лекарственные травы, грибы и ягоды для собственных нужд, но при этом государство контролирует данные действия и при необходимости ограничивает их. Чаще всего это происходит в целях пожарной безопасности.

Кто может стать собственником?

Земли лесного фонда являются федеральной собственностью, то есть, принадлежат государству. Правовое обеспечение предусматривает, что участки земель лесного фонда могут быть предоставлены в пользование юридическим лицам и гражданам. В соответствии с Лесным Кодексом (ст. 9 ЛК РФ) такие участки можно получить:

  • На правах аренды.
  • В безвозмездное срочное пользование.
  • На правах бессрочного постоянного пользования.
  • Ограниченного пользования.

Федеральным законом (ст. 8 ЛК РФ, ст. 19 ЗК РФ) установлены формы собственности на те леса, которые произрастают на земле городских поселений.

О том, как получить земли лесного фонда в собственность, рассказано в отдельной статье.

Управление угодьями

Государственное управление в сфере лесного хозяйства подразумевает деятельность по охране и защите лесов, по обеспечению воспроизводства и рационального использования. Данная деятельность осуществляется государственными органами, причем, она подразделяется на:

  1. Общее управление – в полномочиях Президента РФ и Правительства, также сюда относятся органы исполнительной власти субъектов РФ.
  2. Специальное управление в полномочиях Министерства природных ресурсов РФ, а также Федеральной службы в сфере природопользования и Федерального агентства лесного хозяйства.

Президент РФ обеспечивает функционирование органов власти в лесной сфере (согласно Конституции РФ), конкретно их функции расписаны в Лесном Кодексе.

Правительство РФ устанавливает (непосредственно или через уполномоченные органы исполнительной власти):

  • Правила пожарной и санитарной безопасности в лесах (ст. 53, 60.3 ЛК РФ).
  • Особенности размещения заказа на исполнение работ по защите, охране и воспроизводству лесов (ст. 19 ЛК РФ).
  • Перечень видов деревьев и кустарников, у которых запрещена заготовка древесины (ст. 29 ЛК РФ).
  • Перечень приоритетных инвестиционных проектов по освоению лесов (ст. 22 ЛК РФ).
  • Порядок проведения лесоустройства (ст. 67 ЛК РФ).
  • Иные правила, предусмотренные в Лесном Кодексе.

Государственная регистрация прав на лесные участки (и сделок с ними), а также государственный кадастровый учет выделены в особые функции государственного управления.

Главными территориальными единицами управления в сфере охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов являются лесопарки и лесничества. Исполнение регламента, предусмотренного для данного хозяйства, обеспечивают лесничие.

Охрана территорий

Охрана этой категории земель подразумевает:

  1. Соблюдение правил их рационального использования (о том, что можно и нельзя делать на землях лесного фонда, написано тут).
  2. Предотвращение деградации и нарушения земель.
  3. Недопущение захламления и загрязнения.
  4. Защита от незаконных рубок и от пожаров.
  5. Защита от болезней и вредителей леса.
  6. Обеспечение восстановления земель, которые подверглись негативным воздействиям.

За нарушение Лесного законодательства предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Административная ответственность в качестве меры наказания предусматривает штраф и чаще всего наступает в случаях:

  • Уничтожения саженцев и лесных культур.
  • Незаконной порубки деревьев.
  • Нарушения правил пожарной безопасности.
  • Использования земель данного хозяйства для устройства складов или самовольной застройки.
  • Повреждения земель химическими веществами или сточными водами.

Уголовная ответственность предусматривается в следующих случаях:

  • Нарушения правил пожарной безопасности должностным лицом, которое обязано следить за их исполнением, и при этом был нанесен тяжкий вред здоровью человека (или со смертельным исходом).
  • Незаконной порубки в крупном размере на особо защитных участках лесов.

Мониторинг текущего состояния

Мониторинг земель лесной сферы представляет собой огромный комплекс мероприятий, которые связаны с оценкой, наблюдением и прогнозом дальнейшего развития таких земель. Благодаря мониторингу получается точная и оперативная информация о состоянии лесов. Проводятся исследования следующих видов:

  1. Проверка любых ресурсов и земель, которые входят в лесной фонд.
  2. Изучается возможность возникновения пожаров в лесах.
  3. Исследования в целях применения конкретной информации для международных соглашений и специальных программ.
  4. Изучение малоосвоенных лесов.

Каждый вид исследования может проводиться отдельно или в комплексе. Если же возникает потребность провести мониторинг земель лесного хозяйства, то могут быть организованы такие виды работ:

  1. Производится наблюдение за воздействием окружающей среды на состояние земель.
  2. Составляется прогноз об изменении экологии на конкретном участке.
  3. Оценивается фактическое состояние окружающей среды из-за влияния антропологического фактора.

В результате всем заинтересованным юридическим лицам и государственным органам предоставляется достоверная и подробная информация обо всех негативных изменениях, которые происходят в окружающей среде, чтобы была возможность использовать ее для природоохранных мероприятий.

Заключение

Вывод в итоге можно сделать следующий: установление правового режима земель лесного фонда чрезвычайно важно, ведь они занимают столь огромную площадь в России. Лесной Кодекс РФ и Земельный Кодекс РФ (основанные на конституционных нормах), помимо прописанных правовых норм, помогают охранять и защищать наши лесные ресурсы, а также рационально использовать их богатство.

Источник: https://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/lesnogo-fonda/kakoj-pravovoj-rezhim.html

Глава 17 правовой режим земель лесного фонда

Страница 1 из 4

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лес­ные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

  • В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли в соответствии с ЛК РФ.
  • Площадь земель лесного фонда составляет 1059,8 млн га (62% территории страны).
  • Правовой режим земель лесного фонда — это установленный за­коном порядок их учета, мониторинга, использования и охраны1.
  • Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окру­жающую среду.

Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулиру-ющее, прчво- и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддержи­вают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.

Однако государственное управление лесами, являющимися фе­деральной собственностью,  в настоящее время практически не ведется.   Произошло  резкое ухудшение  состояния лесного  хозяйства России.

Прежняя система, основанная на ЛК РФ, разрушена, а новая не создана. До сих пор не решен вопрос о статусе низового управлен­ческого звена — лесхозов, которые по-прежнему совмещают функ­ции государственного управления с предпринимательской деятель­ностью1.

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. Велико эстетическое, а также рекреационное и научно-познавательное значение лесов.

Все это и обусловило то, что Правительством РФ была разработа­на Федеральная целевая программа «Леса России» на 1997—2000 гг.

, мероприятия которой были направлены на обеспечение рационально­го и неистощительного использования биологического разнообразия лесных экосистем, повышение экологического и ресурсного потенциа­ла.

Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комп­лексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономиче­скую направленность.

Юридическое понятие леса связано с формированием понятия лес­ного фонда России.

Источник: http://uristinfo.net/agropravo/106-bv-erofeev-zemelnoe-pravo-rossii/2708-glava-17-pravovoj-rezhim-ze

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector