Планирование, зональное распределение, благоустройство любого федерального субъекта осуществляется в соответствии с регламентами обустройства.
В числе обязательных регулирующих документов – правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Они регулируют использование земель местного назначения, согласно определённым правилам.
Они утверждаются на местном уровне, но в рамках Градостроительного и Земельного кодексов РФ.
Понятие ПЗЗ
Согласно правилам землепользования и застройки местная региональная территория разделяется на зоны. Каждая из зон предназначена для определённого использования, земельные участки всегда принадлежат к одной зоне.
Зоны назначения (в рамках категорий земель):
- земли для заселения;
- для ведения сельского хозяйства;
- для промышленных и энергетических нужд;
- специального назначения – аэропорт, космическая деятельность, теле-, радиостанции, вышки сотовой связи;
- транспортные развязки;
- охраняемые объекты;
- водный, лесной фонд.
Данный список не закрывается законодателем ввиду существования большего количества категорий земель.
Правила землепользования и застройки определяют чёткое обозначение и разделение этих зон. Для каждой из земель в зависимости от назначения используется свой градостроительный регламент. Он ограничивает участки, определяет параметры застройки, возможность расположения объектов в конкретной зоне, права собственников земель и др.
- Градостроительный регламент не охватывает участки культурно-исторического наследия, памятники.
- Также если такие объекты только обнаружились, по ним принимаются отдельные контролирующие регламенты, которые содержат параметры реставрации, ремонтных работ, этапы и сроки консервации, ответственность за содержание и пр.
- Административный регламент градостроительного плана не распространяется на объекты земельного запаса (свободные зоны развития), государственного фонда (лесной, водный), особо охраняемые объекты, кроме курортов и санаториев.
Категории земель
Зональное распределение земель определяет тактику развития всего федерального объекта, их составляющих – города, посёлка, транспортных развязок и пр. Для каждой зоны предусмотрено назначение земель, возможность застраивать участок. Например, на землях сельскохозяйственного назначения нельзя располагать промышленные здания.
Земли для заселения предоставляются под:
- Индивидуальное жилищное строительство.
- Личные подсобные хозяйства.
- Жилые дома разной этажности.
- Коммерческие здания средней высоты – магазины, пекарни, спортивные залы и пр.
- Объекты коммунального хозяйства – электро-, водо-, тепловые и мобильные станции.
- Учреждения коммерческого и государственного происхождения образовательного типа (ДОУ, школы, вузы, училища и пр.), школы.
- Медицинские учреждения.
- Автодороги, ж/д развязки и т. п.
- Транспортные узлы (вокзалы, аэропорты, припортовые территории).
- Резервные зоны – предназначены для развития строительства, расширения территорий населённого пункта.
- Рекреационные зоны, предназначенные для туристической, культурной инфраструктуры.
Кроме того, водоёмы, если таковые оказались внутри поселений, территории культурного и исторического наследия, памятники, ботанические сады, музеи и т.п.
Допустимы индивидуальные постройки – гаражи, склады, если они не представляют опасности для окружающего населения.
Для сельского хозяйства допустимо иметь на территории следующие объекты:
- леса;
- полосы отчуждения;
- хозяйственные строения;
- пашни;
- участки для выпаса травоядных животных;
- сенокосы;
- садовые насаждения;
- залежи (пашни, не обрабатываемые больше 20 лет).
Такая местность располагается за пределами города, села из-за большой площади участков и особой специфики.
Хозяйство предполагает большие обороты для экспорта, обеспечения государственных потребностей. Но допускается предоставлять для сельского хозяйства территории населённых пунктов в индивидуальном порядке.
Как правило, речь идёт о небольших личных подсобных хозяйствах – виноградники, культурные насаждения, огороды и пр.
К промышленным территориям принято относить:
- Производственные предприятия.
- Участки, где ведётся добыча полезных ископаемых.
- Объекты атомного производства и энергетики.
- Предназначенные для охраны и обороны объекта.
- Зоны специального назначения — космическая деятельность, аэропорт, аэродром.
Земли, относящиеся в промышленной категории, не могут возделываться под пашни или использоваться в качестве земли под фермерское хозяйство.
Прежде чем предоставить землю по назначению, проводится анализ поверхности земли, рельефность, целесообразность предприятия, расположение объекта. Недопустимо расположение земель промышленного назначения рядом с населёнными пунктами.
Особо охраняемые объекты представляют собой земли, предназначенные под исторические и культурные ценности, природоохранные субъекты РФ, памятные места. Могут использоваться для организации городских свалок, кладбищ, крематорий и т.п.
Рамки вышеперечисленных категорий гораздо шире, они зависят от специфики и значения федерального субъекта. Индивидуально, на местном уровне, каждая из категорий «разбивается» на зоны.
В каждой зоне предполагается определённое направление, разрешённая деятельность.
Например, в рамках категории земли под заселение могут располагаться зоны транспортной развязки, жилого массива и охраняемого объекта.
Также государственные субъекты РФ вправе добавлять, изменять категории согласно условиям местности, специфике пользования. При этом не нужно путать понятия «разрешённое использование» с «формой собственности» земли. На каждой из категорий зон располагаются объекты федерального, муниципального значения и частная собственность.
Структура ПЗЗ
ПЗЗ обеспечивают развитие муниципалитета, структуры населённых пунктов, обеспечивают возможности расширения ресурсов региона, привлекают инвестиционных партнёров. Все это даёт возможность планомерному развитию города, края, области.
ПЗЗ включают в себя:
- Основные положения.
- Карта зонирования субъекта.
- Градостроительный регламент.
Это три пункта в обязательном порядке должны быть отражены в ПЗЗ.
Положения можно охарактеризовать, нормативный теоретический документ, в котором содержатся правила регулирования землепользования и застройки.
Здесь прописываются изменения в видах, назначениях земель, перечень необходимых документов для планирования. Отмечается обязательное условие – отсутствие противоречий с градостроительством, в рамках кодекса РФ.
Регулярно обновляется информация о заседаниях и совещаниях, на которых приняты изменения в ЗПП.
К карте тоже есть свои требования:
- на карте градостроительного зонирования определяются границы земель в соответствии с назначением. Участки не должны быть разделены этими границами, они могут принадлежать только к одной зоне использования. В свою очередь, в рамках одной зоны могут находиться несколько полноценных ограниченных земельных образований за исключением редких случаев (собор, как территория охраняемого объекта);
- на карте обязательно должны быть обозначены территории, на которых планируется деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории – пересмотр земель, с учётом ветхости жилья, необходимости налаживания современной инфраструктуры. Для обозначения такой зоны может составляться индивидуальная карта. Если в регионе не планируется перестройка микрорайонов в рамках развития, обозначение не требуется.
Перечисленные условия в обязательном порядке должны быть отражены на карте.
На карте обязательно отображаются:
- границы населённых пунктов – город, поселение, деревня;
- границы области, округа;
- границы территорий особого назначения;
- зоны культурного наследия;
- исторические объекты.
Перечисленные объекты картограф обязан нанести, в противном случае их отсутствие может негативно сказаться на дальнейшем использовании земель.
Регламент
Правила застройки и землепользования градостроительный регламент должен отражать. Он определяет правовой режим земельной территории с учётом возможности строительства и использования земли. Регулирует возможные сочетания застроек и расположения объектов в рамках одного территориального поля, функционал и направленность.
В регламенте также отображены:
- Параметры построек, возможности использования коммуникаций, допустимые нормы высоты здания, количество этажей.
- Материал застройки, подземные и наземные коммуникации.
- Ограничения в использовании земель, в соответствии с законодательством РФ.
- Процент застройки, исходя из общей площади, отступы между целевыми участками.
- Расчёт допустимых застроек в рамках одного назначения – социальных, развлекательных, учебных и других инфраструктур и многое другое.
Указанные факты являются важными составляющими для регламента – именно на них ориентируется застройщик.
Административные правила землепользования и застройки не распространяются на аэродромную и близлежащую территорию, если они противоречат ограничениям Воздушного кодекса РФ в отношении аэродромных земель. Если имеет место такое нарушение, то срок приведения использования земли в соответствии с Воздушным кодексом – не более 6 месяцев.
Если население не соглашается с рамками, указанными в градостроительном регламенте, представитель может обратиться в орган местного самоуправления с ходатайством о проведении собрания.
На нём обсуждается возможность отклонения, изменения границ или других условий документа.
Внесение изменений в ПЗЗ
Весь период согласования правил до момента их принятия и вступления в законную силу, продолжаются совещания и слушания пользователей земель. Рассматриваются предложения по назначению и использованию территории. В первую очередь обсуждается разграничение местности для жилого массива и сельскохозяйственных участков.
Иными словами, это приблизительное расположение следующих территорий:
- крупные пашни;
- сенокосы;
- пастбища.
После утверждения перечисленные земли отмечаются на карте.
Источник: https://ZhiloePravo.com/zemlya/pravila-zastroyki.html
Пзз что это такое: правила землепользования и застройки сельского поселения, муниципального образования, градостроительный регламент
- При этом учитываются требования, которые содержат действующие правила/документы, касающиеся вопросов территориального планирования (с учётом изменений, внесённых в ГрК законом 342-ФЗ).
- В ПЗЗ необходимо предусмотреть места, где будут размещаться объекты федерального (регионального, местного подчинения).
- Если проект готовится не для всего земельного участка, а для его части, то его можно разрабатывать даже при отсутствии соответствующего генплана.
- Решение о начале разработки ПЗЗ требует создания специальной комиссии.
Подготовленный проект «Правил» проверяется на соответствие положениям действующего российского законодательства. Если оно соблюдено, ППЗ выносится на обсуждение, которое организуется согласно положениям 31, 28, 5 статей ГрК.
При необходимости, по результатам прошедших обсуждений предлагаемой застройки, в него вносятся необходимые изменения.
Утверждение ПЗЗ
Подготовленные «Правила» подлежат утверждению уполномоченными структурами местного самоуправления (кроме ситуаций, перечисленных ст.63 ГрК).
Детально вопрос рассмотрен в тексте ст.32 Кодекса.
Внесение необходимых изменений в действующие «Правила»
Правилами предусмотрены следующие причины:
- Несоответствие действующих ПЗЗ Генплану населённого пункта (территории, находящейся в юрисдикции муниципалитета), возникшее вследствие внесения в последние документы одного и более изменений;
- Поступлении таких предложений, реализация которых потребует поменять существующий ГР;
- Изменение «Правил» необходимо оперативно выполнять при выявлении несоответствия границ (фактические отличаются от тех, которые учтены в ЕГР);
- Если установлено, что хотя бы один из объектов (участков земли) из числа поименованных в ПЗЗ, который полностью или частично располагается в зонах с особым порядком регулирования их статуса, не соответствуют ограничениям для застройки данной зоны;
- Когда меняются границы таких зон или они полностью прекращают своё существование.
Решение, согласно которому вносятся изменения в ПЗЗ, должно быть принято в течение месяца после проработки всех рассмотренных предложений (есть случаи, когда такого решения придётся официально ждать до 6 месяцев).
Установление видов зон
Определяя границы территорий, при написании текста ПЗЗ, разработчики обязательно учитывают следующие факторы:
- Возможность совмещения в единой зоне разных вариантов использования имеющегося участка (реального/планируемого);
- Определённые Генпланом параметры развития тех либо иных функциональных зон;
- Фактически сформировавшееся в рассматриваемой ТЗ землепользование (с обязательным учётом фактической планировки территории);
- Предстоящие изменения участков, относящихся к землям, имеющим различные категории;
- Исключение повреждений ОКС, возведённых на соседних участках;
- Расположение объектов, имеющих статус исторических (культурных), находящихся в региональной либо федеральной юрисдикции.
Важно понимать, что с высокой вероятностью границы таких территорий будут отличаться от тех, которые установлены местной администрацией (в разработанных ПЗЗ) для муниципальных участков.
При зонировании правила, разработанные администрацией, могут предусматривать наличие зон различного назначения. Например, жилых или сельскохозяйственных, промышленных либо со специальными режимами охраны, иных.
Градостроительный регламент
ГР устанавливает правовой режим конкретных участков, включая расположенное под ним и находящееся над его поверхностью (при условии применения для эксплуатации возведённых на нём ОКС).
Под положения ГР подпадают ОКС и участки земли, расположенные в границах территории (согласно имеющейся карте зонирования), для которой разработан ГР.
Участки, не подпадающие под требования ГР, поименованы в п.4 ст.36 Гражданского Кодекса. В ней же рассмотрены вопросы, касающиеся разработки такого документа как ГР и его последующего использования.
Существующие виды земельных участков
Их можно свести в три группы разрешённого использования.
К первой относятся основные. Во вторую собраны условно разрешённые. А к третьей принято относить вспомогательные.
Задание в тексте ПЗЗ предельных параметров, а также определение допустимых отклонений последних в части, касающейся разрешённого строительства (с одной стороны), установленных правилами, размеров конкретных участков (с другой), детально рассмотрено в ст.38 Кодекса.
Предоставление разрешения
Для внесённой в ПЗЗ территории, имеющей статус участка с условно разрешённым строительством, порядок получения разрешения на возведение ОКС регламентируется положениями ст.39 Кодекса.
Решение принимается в несколько этапов:
- Застройщик подаёт в муниципальный орган соответствующую заявку;
- Заявка рассматривается на публичных слушаниях, либо проходит общественное обсуждение. На это отводится не более месяца;
- По их результатам оформляются рекомендации (разрешить/запретить);
- На основании данных рекомендаций глава администрации принимает в течение 3 рабочих дней соответствующее решение.
Все расходы, которые потребуется понести в рамках выполнения каждого из упомянутых этапов, в результате которых будет оформлено разрешение на застройку, правилами возлагаются на лицо, пытающееся получить разрешение.
Вынесенное отказное решение можно обжаловать в суде.
Пзз и гпзу
ГПЗУ — градостроительный план земельного участка. После внесения изменений в ПЗЗ, можно приступить к получению ключевого градостроительного документа — ГПЗУ.
ППЗ достаточно подробно рассмотрен действующим законодательством (в частности, ст.30 Кодекса). ГПЗУ в статье 57.3 этого же документа.
Источник: https://dmstr.ru/articles/pzz-pravila-zastrojki-i-zemlepolzovaniya/
Верховный суд признал, что ПЗЗ должны соответствовать генплану
В случае несоответствия — они подлежат отмене, их можно обжаловать в суде
В Обзоре судебной практики Верховного суда № 3 (2018) есть один важный для градозащитников пункт. Да, Обзор не есть нома права, но это документ, отражающий позицию Верховного суда по делам, который Президиум ВС счел важными и включил в обзор. Во многих случая ссылка на решения, отраженные в обзоре, будет для нижестоящих судов очень важным сигналом.
Так вот, Верховный суд указал, что Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану.
В конкретном деле речь шла про муниципальное образование, но это не меняет сути — речь об основополагающих принципах Градостроительного кодекса.
57. Правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану этого муниципального образования.
Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления на карте градостроительного зонирования в границах ряда земельных участков территориальной зоны Ж2 (зона с малоэтажной застройкой сезонного проживания) и в границах ряда других земельных участков территориальной зоны Ж1.1 (жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством).
В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое правовое регулирование осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.
Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указанное решение суда первой инстанции оставила без изменения по следующим основаниям.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 3 ГрК РФ).
В соответствии с положениями ст.
2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст.
9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
При этом результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.
Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
- С учетом изложенного оспариваемое правовое регулирование нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные выше земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.
- Ссылка на само дело: Определение № 81-АПГ18-11
- Таким образом, если вдруг власть пытается поменять ПЗЗ, при этом изменение такое, что оно противоречит Генеральному плану, то такое изменение можно обжаловать.
- Блог Ивана Ёжикова
- Верховный суд
- ВС РФ
- генплан
- Москва.
- ПЗЗ
- правила землепользования и застройки
Источник: https://red.msk.ru/verxovnyj-sud-priznal-chto-pzz-dolzhny-sootvetstvovat-genplanu/
Какие есть правила землепользования и застройки?
Осуществление застройки собственного участка или целого района в масштабе населенного пункта должно осуществляться в строгом соответствии с правилами землепользования и застройки, которые разрабатываются и утверждаются государственными службами.
Состав правил землепользования и застройки
Нормы и правила землепользования устанавливаются и регулируются государством посредством Градостроительного кодекса. Местное самоуправление принимает нормативные акты, которые обеспечивают функционирование норм кодекса, определение сферы действия данного документа по территориальным зонам, порядок его применения и условия внесения изменений в состав документа кодекса.
В качестве основания для осуществления градостроительной деятельности и работ по зонированию территории применяются правила землепользования и застройки.
Отдельно изучите задачи создания данного документа:
- Обеспечение сохранности природы и окружающей среды, сохранение памятников культуры на территории, для планирования стабильного развития муниципального образования;
- Построение плана по застройке муниципальной территории в деталях;
- Выявление собственников капитальных построек, владельцев земли с целью создания инструментов по защите их прав собственников;
- Создание перечня разрешенных видов деятельности в отношении участков земли в ведении муниципалитетов для более эффективного экономического использования территории, находящейся под контролем государственных структур.
Утвержденные правила землепользования и градостроительной деятельности позволяют государственным структурам регулировать и систематизировать деятельность граждан и юридических лиц в отношении территории муниципального образования. Эти нормы и правила помогают определить условия развития различных функциональных зон, входящих в состав территории муниципалитета в пределах города или иного населенного пункта.
Осваивайте, развивайте и реконструируйте территорию населенного пункта в соответствии с нормами градостроения на основании следующих документов:
- План генеральной застройки населенного пункта, который имеет целью определить пошагово строительные работы на территории на 20 или более лет вперед;
- Сопутствующие генеральному плану документы с пояснениями, детальным описанием работ, с правилами использования территорий различного назначения. Зонирование территории на разные классы происходит для того, чтобы застройщик знал особенности рельефа, грунта, иные нюансы, которые необходимо рассматривать при планировании возведения объектов капитального строительства и дорог;
- Правила применения земельных участков муниципалитета регламентируют порядок присоединения прилегающих к населенному пункту территорий в перспективе расширения поселения. Устанавливают правила присоединения территории и внесение поправок по определению категории присоединенной территории;
- Формируется градостроительный регламент для всех работ относительно определенных районов или участков земли. Регламент вносит ограничения по размерам строительных объектов на конкретной территории, по высотности возводимых построек, которая разрешена в конкретных районах по определенным причинам. Регламенты используются при возведении объектов капитального строительства совместно с правилами и нормами застройки, принятыми местным самоуправлением в каждом конкретном регионе.
Знайте, что регулируются градостроительные работы на муниципальном уровне, но встречаются исключительные ситуации, к которым относятся следующие:
- Правила землепользования принимаются не муниципалитетом, а конкретной деревней, ПГТ по инициативе местных органов исполнительной власти;
- Если город является автономным субъектом РФ, то правила принимаются федеральными структурами. Например, так происходит в отношении Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга.
Правила принимают для использования в целях регулирования градостроительной деятельности и землепользования в отношении всех населенных пунктов, которые относятся к муниципалитету, который их утверждает.
Рассмотрите подробнее алгоритм формирования и утверждения правил по применению земельных участков и осуществления застройки территории:
- Разработка документации проекта правил начинается по инициативе администрации населенного пункта. Формируется особая комиссия с уникальными правами и обязанностями, которая в установленный срок осуществляет подготовку документа;
- После формирования комиссии администрация официально составляет обращение к комиссии о начале работ над проектом правил. Данные о начале работ над проектом правил размещаются на официальных информационных ресурсах поселения и в местных СМИ;
- Органы исполнительной власти инициируют проверку подготовленного документа проекта на предмет несоответствия с действующим законодательством и уже принятыми нормами по застройке и градостроительной деятельности муниципалитета. Если выявлены несоответствия, то проект передается обратно в комиссию на доработку, если проект прошел проверку, то передается на подпись главе администрации поселения;
- В соответствии с уставными документами муниципалитета, его глава объявляет общественные слушания проекта документа правил застройки и землепользования.
Для слушания документа обязательно привлекаются представители общественных организаций, некоммерческих структур. Если проект документа одобрили на общественных слушаниях, то его направляют на рассмотрение депутатами местного Законодательного собрания.
Знайте, что часто происходят события, требующие принятия отдельных правил землепользования в отношении малых населенных пунктов или отдельных поселений с прилегающей к ним территорией.
Возникают такие ситуации тогда, когда на территории поселения начинается активное строительство.
При возведении технических, производственных и жилых капитальных объектов важно соблюдать зональность застройки и не допускать нарушения правил возведения конструкций.
Для этого необходимо принимать отдельный документ с правилами в отношении указанного населенного пункта с учетом рельефа местности и класса земельного массива.
Особенность принятия правил в населенном пункте заключается в детальном описании географических и природных характеристик местности, указании особенностей климата.
Поймите, что при необходимости изменить вид разрешенного землепользования в отношении конкретного участка территории поселения, необходимо получить разрешение органов местной власти.
Существует несколько вариантов осуществить изменение вида землепользования для конкретного участка:
- Без согласования и формирования документов, которые выдаются органами местного самоуправления. Такое возможно, если изменение вида пользования земли происходит в пользу утвержденного градостроительным регламентом вида, который прописан в документе как основной вид использования земельного участка. Допустима такая ситуация, если изменение происходит в пользу дополнительных видов использования земли, которые относятся к основному на данной территории;
- С согласованием в исполнительных органах местного самоуправления, если территория земельного участка не входит в состав земель, регулируемых градостроительным регламентом или земель, которые не учтены в регламенте.
Делая вывод, знайте, что заявление на смену вида землепользования собственник может подать сам в орган кадастрового учета по месту расположения участка. Обязательно впишите в заявление сведение о том, какой вид разрешенного землепользования нужен владельцу в отношении его участка. Дополнительная документация к заявлению не прилагается со стороны заявителя.
Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/kakie-est-pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki.html
Реформа Градостроительного и Земельного законодательства в 2020 году. Курс в Москве + Онлайн-трансляция
КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В МОСКВЕ + Онлайн-трансляция
Даты проведения: 19-20 Декабря 2019 (Посмотреть другие даты).
Очередные масштабные изменения в Градостроительном и Земельном кодексах РФ создают необходимость для специалистов строительной отрасли постоянно адаптироваться к новым условиям.
Поэтому так важно именно сейчас успеть к ним подготовиться, чтобы избежать последствий несоблюдения новых норм: от штрафов и предостережений до отмены разрешений на строительство и приостановки строительства, от увеличения сроков и стоимости проектов до возможности в принципе их реализации.
- Курс предназначен для: Руководителей и ИТР всех уровней строительных компаний; главных инженеров и главных архитекторов проектов; руководителей и специалистов технических служб, юридических отделов, а также отделов капитального строительства и других заинтересованных лиц.
- Цели курса: Оперативно разобраться в изменениях градостроительного законодательства, избежать штрафов и других последствий несоблюдения новых норм; снизить издержки на преодоление административных барьеров; оптимизировать рабочие процессы в соответствии с нововведениями; заранее узнать о наиболее вероятных рисках получения отказа в согласовании строительной документации.
- ПРОГРАММА
- РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ.
Масштабные изменения градостроительного законодательства в 2019-2020 гг. Ключевые изменения в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс, 214-ФЗ и др.: Госстройнадзор. Охранные зоны. Документация по планировке территории. Экспертиза проектной документации. Разрешение на строительство. Строительный контроль. Ввод объекта в эксплуатацию. Самовольные постройки, СРО и др.
Сроки вступления изменений в Градостроительный кодекс РФ: нормы законодательства, вступившие в 2018-2019 году, с 01.10.2019г., планируемые тзменения. Как они повлияют на деятельность участников строительного процесса, с точки зрения рентабельности, с точки зрения сроков и возможности реализации проектов. Перспективы развития отрасли и законодательства в 2020 г.
Объекты капитального строительства. Конкретизация объектов, не относящиеся к ОКС, новое определение ОКС. Некапитальные строения, сооружения и неотделимые улучшения ЗУ(замощение, покрытие и др.) – ритерии отнесения. В каких случаях теперь появилась легальная возможность признавать отдельные сооружения не ОКСами на основании того, что это «неотделимое улучшение ЗУ»?
Самовольные постройки. Какие критерии признания ОКСа самовольным строительством? Какие органы выявляют? Взаимодействие с ОМСУ (органами местного самоуправления).
Является ли несоответствие ОКСа виду разрешенного использования ЗУ основанием для признания его самовольной постройкой? Снос, приведение в соответствие, изъятие ЗУ при невыполнении обязанности по сносу/приведению в соответствие.
Снос объектов капитального строительства. Введение новой главы ГК по сносу ОКС. Конкретизация и дополнение понятий и действий, необходимой документации, необходимости членства в СРО, взаимодействия с органами местного самоуправления и сетевыми организациями.
Госстройнадзор. Изменение предмета Госстройнадзора в ст. 54. ГК: последствия. Частота проверок в соответствии с риск-ориентированным подходом: высокая, значительная и умеренная степени риска. Госстройнадзор в отношении ОКС, проектная документация которых не подлежит экспертизе (выездные проверки), конкретизация, дополнительные основания.
ПРОЕКТНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.
Подготовка и экспертиза проектной документации. Изменение предмета экспертизы проектной документации в ст. 49. ГК. Срок действия ГПЗУ и документации по планировке территории при оценке проектной документации для проведения экспертизы в отношении ОКС и линейных объектов.
Новые требования к заданию на проектирование.
Источник: https://zakon.ru/Conference/Conference/7980
Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
Одной из важнейших характеристик земельного участка является вид его разрешенного использования, определяющий допустимые возможности такого использования и осуществления каких-либо видов деятельности на земельном участке его правообладателем.
Использование земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с установленным видом разрешенного использования) является основанием для привлечения нарушителя к административной ответственности (штрафные санкции налагаются в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ).
Вид разрешенного использования также является главным фактором, учитываемом при определении кадастровой стоимости земельного участка и связанных с нею платежей (земельного налога, арендной платы).
В данном материале мы разберемся в том, какие виды разрешенного использования земельных участков существуют и как изменить вид разрешенного использования земельного участка.
1. Что такое вид разрешенного использования земельного участка?
Одним из основных принципов земельного законодательства в современной правовой системе является принцип целевого использования земли. Под этим принципом понимается использование земельного участка только по назначению, установленному действующими нормативно-правовыми актами.
- Как правило, виды разрешенного использования земельных участков утверждаются в составе градостроительных регламентов, содержащихся в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) и применяющихся в пределах границ соответствующей территориальной зоны.
- При формировании земельных участков уполномоченные органы власти и местного самоуправления должны устанавливать виды разрешенного использования в соответствии с утвержденными ПЗЗ.
- Определяются виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков (Классификатор), утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540.
При этом разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора (т.е.
до 24 декабря 2014 года), признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (ч. 11 ст.
34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (Закон № 171-ФЗ).
Источник: https://vladeilegko.ru/situations/kak-izmenit-vid-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnogo-uchastka/
Правила нарушений
При этом самым массово используемым в проекте ПЗЗ видом разрешенного использования земельного участка является «использование для нужд населенного пункта». Такая расплывчатая формулировка позволяет мэрии в дальнейшем согласовывать практически любой проект точечной застройки.
С другой стороны, обозначенные буквой «Ф» зоны сохраняемого землепользования лишают надежд на расселение пятиэтажек. Сохранение существующих параметров землепользования и застройки означает, что на месте пятиэтажек могут быть построены только дома той же (или меньше) высоты и плотности застройки.
Такие параметры застройки делают убыточными проекты реконструкции любого пятиэтажного квартала.
Примером может служить ситуация с кварталом пятиэтажек №14 в районе Зюзино. В 2006 году был утвержден новый проект планировки квартала, предусматривавший снос пятиэтажек и строительство новых домов.
Параметры новой планировки квартала должны были войти в состав ПЗЗ. Однако этого не произошло, и территориальная зона данного квартала оказалась помечена буквой «Ф».
На слушаниях в Юго-Западном округе представитель Москомархитектуры назвал данную ситуацию «ошибкой», однако не смог ответить на вопрос, почему она произошла.
Легализация точечной застройки
Принятие проекта ПЗЗ в предложенном городскими властями виде легализует множество проектов точечной застройки, с которыми москвичи боролись последние десять лет. Именно эта легализация вызывает наиболее ожесточенное сопротивление проекту ПЗЗ.
Подготовка к «амнистии» точечной застройки была начата властями еще в 2015 году с внесения поправок в Градостроительный кодекс Москвы, согласно которым все утвержденные до 1 июля 2016 года градостроительные проекты подлежат автоматическому включению в проект ПЗЗ.
Это происходит, даже если проект застройки отклоняется от самих правил по каким-либо параметрам.
Параллельно с этим поправками усложнялась процедура проведения публичных слушаний. Действовавшая редакция Градкодекса Москвы обязывала власти проводить публичные слушания по общегородским или межрайонным вопросам в каждом муниципальном районе.
Однако силами фракции «Единой России» в Мосгордуме была принята норма, позволившая проводить слушания, в том числе и по проекту ПЗЗ, в одном месте на 10–12 районов. В итоге помещения для собраний были подобраны максимально неудобные для большинства жителей.
Так, слушания в Юго-Западном округе проходили примерно в 15 минутах езды на автобусе от станции метро «Теплый Стан». А для всех жителей Западного округа собрание проходило в самом удаленном от центра города районе — Солнцево.
Вдобавок ко всему многие добравшиеся до собрания жители не могли попасть в зал, который был заранее заполнен «сторонниками» проекта ПЗЗ. При этом в преддверии слушаний в интернете появились объявления о наборе массовки для участия в слушаниях. За 1500 руб. гражданам предлагалось приехать на собрание, «активно отстаивать» проект ПЗЗ и «осаживать выступающих против».
В результате собрания в некоторых округах сопровождались потасовками и даже вызовом полиции. Такого не было даже при обсуждении Генерального плана Москвы в 2009 году, также вызвавшего много критики. Тем не менее сама процедура обсуждения Генплана была более демократичной.
Собрания проходили в каждом районе Москвы, и большинство желающих принять в них участие и выступить получили такую возможность.
Следует отметить, что правительством Москвы был объявлен сбор предложений по проекту ПЗЗ через мобильное приложение «Активный гражданин».
Подобный формат участия в публичных слушаниях не предусмотрен ни федеральным, ни московским градостроительными кодексами.
А число собранных предложений фактически не поддается проверке и контролю, что создает возможность для манипуляции результатами публичных слушаний.
Жители и депутаты против ПЗЗ
Системные противоречия предложенного проекта ПЗЗ федеральному и московскому законодательству и нарушения процедуры проведения слушаний уже привели к массовому протесту жителей и муниципальных депутатов. 15 декабря совет депутатов района Щукино принял отрицательный отзыв на проект Правил землепользования и застройки.
Аналогичные отзывы содержались в решениях депутатов районов Тверской, Гагаринский и Зюзино, что явилось уникальной для города ситуацией. Депутат Мосгордумы Елена Шувалова обратилась в Генеральную прокуратуру с требованием отменить слушания по проекту ПЗЗ из-за многочисленных нарушений законодательства.
Число отрицательных отзывов на проект ПЗЗ к 29 декабря (крайний срок подачи письменных замечаний по итогам слушаний) может составить несколько тысяч.
Если проект Правил землепользования и застройки будет принят в исходном виде, это неминуемо приведет к росту конфликтов вокруг точечной застройки.
Ведь после принятия ПЗЗ градостроительные планы отдельных земельных участков (ГПЗУ) будут утверждаться без проведения публичных слушаний, что лишит жителей города возможности оспорить проект и фактически вынудит людей физически защищать свой двор и район от вредной застройки. Подобные столкновения и так не редкость в Москве. Однако принятие такого спорного проекта ПЗЗ еще усугубит ситуацию.
Оптимальным выходом является отправка на доработку проекта Правил землепользования и застройки и приведение его в соответствие с действующим законодательством и пожеланиями москвичей.
Одновременно должен быть введен мораторий на утверждение новых градостроительных проектов до принятия переработанного проекта ПЗЗ.
Это позволит снизить напряженность в обществе и принять сбалансированный документ развития города.
Альтернативный путь, на который, видимо, настроена часть московских чиновников — продавливание проекта ПЗЗ в текущем виде.
Его принятие будет означать легализацию хаотичной точечной застройки по всему городу и ручной способ принятия решения по новым проектам в будущем. Такой сценарий усилит конфликт между жителями города и связкой застройщиков и чиновников.
Что чревато массовыми протестами в Москве в преддверии выборов мэра Москвы и президента России в 2018 году.
Источник: https://www.rbc.ru/opinions/society/26/12/2016/585fcb7e9a79475b14d70082
Методические рекомендации по ПЗЗ
Методические рекомендации по составу, содержанию, разработке (внесению изменений) правил землепользования и застройки поселений, городских округов
Согласно статье 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами — зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Виды и состав территориальных зон принимаются согласно статье 35 ГрК РФ, с учетом раздела XIV.1 «Функциональные зоны» Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 № 10.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
В соответствии с частью 2 статьи 38 ГрК РФ указанные в части 1 данной статьи размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (их сочетания) устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
В правилах землепользования и застройки муниципальных образований Тверской области предельные параметры разрешенного строительства зачастую установлены только для жилых зон. Необходимо установить предельные параметры разрешенного строительств для остальных зон (общественно-деловых, производственных, рекреационных и т.д.).
При этом параметры должны быть установлены для каждого вида разрешенного использования каждой территориальной зоны. Для установления указанных параметров могут быть использованы свод правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство.
Планировка и застройка городских и сельских поселений», региональные и местные нормативы градостроительного проектирования.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению, к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Из указанных положений ГрК РФ следует, что основные виды разрешенного использования и конкретные значения определенных в пунктах 1-4 части 1 статьи 38 ГрК РФ видов предельных размеров земельных участков и предельных параметров строительства, реконструкции объектов капитального строительства должны в обязательном порядке устанавливаться в правилах землепользования и застройки для каждой территориальной зоны.
В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства не подлежат ограничению.
При установлении видов разрешенного использования необходимо соблюдение прав и законных интересов правообладателей смежных земельных участков, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, соблюдение требований технических регламентов, требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды использования земельных участков, а также иные показатели, регулирующие предельные размеры земельных участков и предельные параметры строительства, реконструкции объектов капитального строительства, возможность регламентации которых установлена пунктом 5 части 1 статьи 38 ГрК РФ, устанавливаются для конкретной территориальной зоны в тех случаях, когда это необходимо для более детального регулирования планируемого развития территории в границах соответствующей территориальной зоны.
Дополнительно отмечается, что согласно части 6 статьи 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.
Обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон.
Согласно части 3 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки подлежат опубликованию и размешаются на официальном сайте поселения или городского округа в сети «Интернет».
Утвержденные правила землепользования и застройки подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не позднее чем по истечении десяти дней с даты утверждения указанных правил (часть 3.1 статьи 32 ГрК РФ).
В силу части 7 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний обнародуется, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 12 статьи 31 ГрК РФ, общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1, 28, 31 ГрК РФ.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний.
Источник: https://xn--80aaagdpurd7cdvcoy.xn--80aaccp4ajwpkgbl4lpb.xn--p1ai/deyatelnost/gradostroitelstvo/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastroyki/metodicheskie-rekomendatsii-po-pzz/?special=y