Земля – важнейший природный ресурс.
Это один из компонентов окружающей среды, издавна используемый человеком для размещения производственных и жилых объектов, ведения сельского хозяйства, получения доступа к лесам и недрам.
Как и во всем мире, в России земля служит источником удовлетворения жизненно важных потребностей населения. О том, что такое земельный фонд РФ, подробно сказано в российском законодательстве.
Понятие и характеристики земельного фонда России
Вся российская территория, совокупность земель, находящихся в пределах государственных границ Российской Федерации и разделенных на категории согласно целевому назначению, в том числе укрытые лесами и находящиеся под водой, составляют ее собственность и входят в понятие земельного фонда.
Располагая обширным фондом земли в 1709,8 млн. га, Россия является мировым лидером по площади территории.
Географическим положением страны и ее природно-климатическими условиями объясняется неравномерность распределения используемых в народном хозяйстве ресурсов. Например, распахано лишь 8,9% земель (190,3 млн. га), а 62% (1046,3 млн. га) покрыто лесами.
Тем не менее, земельный фонд Российской Федерации – это все ресурсы земли, расположенные в ее границах и составляющие территориальную основу государства.
Состав земельного фонда РФ
Земельные ресурсы России представляют собой единый природный объект, невзирая на то, что в разные моменты времени отдельные его части могут находиться в чьей-то собственности и эксплуатироваться разными субъектами права.
В состав земельного фонда России входят ресурсы, которые:
- выполняют рекреационные, природно-заповедные, оздоровительные функции;
- используются в качестве средства производства, пространственного экономического базиса.
Согласно положениям Земельного кодекса РФ, все земли, входящие в фонд, подразделяются на категории в соответствии с целевым назначением. Самая большая из них – земли сельскохозяйственного назначения. Они, в свою очередь, тоже делятся на группы в согласии с основной и вспомогательной задачами, которые на них возложены.
Это же относится и к другим категориям. Так, например, структура земельного фонда города включает земли:
- общего пользования:
- скверы,
- улицы,
- площади,
- бульвары;
- застройки (участки под сооружениями, зданиями);
- занятые лесами и прочие.
Под влиянием экономических, социальных, экологических и политических факторов структура фонда в целом иногда изменяется. Такие трансформации могут затронуть и отдельные категории земельного фонда. Это происходит:
- при переводе земель из одной категории в другую;
- в случае приватизации участка;
- в связи с развитием предпринимательской деятельности в области использования земельных ресурсов;
- по иным значимым причинам.
Состав таких ресурсов, принадлежащих субъектам федерации или другим административно-территориальным единицам, например, структура земельного фонда области, подвергается постоянному анализу. Все изменения в долевом соотношении фиксируются.
Система управления фондом
Отдельную сферу государственного управления составляет руководство земельным фондом РФ. Областью его полномочий выступают земли в широком смысле этого слова.
Предметом правового регулирования является система правоотношений в сфере охраны и рационального задействования ресурсов земли в качестве объекта экономического хозяйствования.
Органы управления земельным фондом Российской Федерации объединены в целостную систему.
В зависимости от полномочий, получаемых этими структурами, предусмотрено подразделение на органы общей и специальной компетенции.
Первые осуществляют общее руководство и регулируют все существующие в государстве земельно-правовые отношения. Вторые наделены ограниченным кругом полномочий в сфере руководства земельным фондом, выполняют функции государственного управления, которые относятся к конкретной области координирования: ведение государственного земельного кадастра, мониторинг, землеустройство и прочие.
В первую группу входят государственные органы РФ:
- Президент и главы субъектов;
- Федеральное собрание и законодательные собрания субъектов;
- Правительство и власти субъектов;
- органы местного самоуправления.
Органы специальной компетенции, входящие во вторую группу, определены Указом Президента РФ и включают министерства, федеральные службы и агентства.
Государственное управление земельным фондом в 2019 году осуществляется на нескольких уровнях:
- федеральном (территория всего государства);
- субъектов РФ: земли в пределах республики, края, области, автономных областей и округов, городов федерального значения;
- муниципальных образований: земельные ресурсы районов, городов, иных населенных пунктов.
Категорирование земель и его принципы
Как объект хозяйствования земельный фонд характеризуется определенными показателями, такими как распределение земель по:
- видам и формам собственности;
- целевому назначению (категориям);
- землепользованиям, землевладениям и земельным участкам;
- угодьям.
Распределение земельного фонда по категориям земель является важнейшей формой организации их использования. Осуществляется на основании установления доминирующих факторов производительных возможностей и зонирования территории. Каждый участок относят к определенной категории, что устанавливает в отношении него правовой режим хозяйственного использования, охраны, его цели и задачи.
Земельным Кодексом РФ определены 7 категорий, в которые входят земли:
- поселений (населенных пунктов);
- сельскохозяйственного назначения;
- водного фонда;
- энергетики, промышленности, радиовещания, транспорта, земли для обеспечения обороны, космической деятельности безопасности и иного специального назначения;
- запаса;
- особо охраняемых объектов и территорий;
- лесного фонда.
Использование ресурсов
Принципы использования земельного фонда основаны на отнесении конкретного надела к одной из установленных законодательством категорий. Так, например, земли сельхозназначения могут быть использованы только в учебных, научно-исследовательских и целях сельскохозяйственного производства.
Отдельные граждане могут пользоваться такими землями в следующих целях:
- ведение личного подсобного или фермерского (крестьянского) хозяйства;
- животноводство;
- огородничество;
- сенокошение;
- выпас скота;
- садоводство.
Законодательно запрещено нецелевое использование земель определенных категорий.
Выводы
Земельный фонд РФ – совокупность всех земель на территории страны в пределах государственных границ, основа ее территориального суверенитета и главное достояние.
Его категорирование осуществляется для установления правового режима использования и охраны.
Управление и контроль эксплуатации земель отдельных категорий и природного объекта в целом осуществляют уполномоченные государственные органы.
Загрузка…
Источник: https://e-megion.ru/zhilishhnoe-pravo/zemelnyiy-uchastok/zemelnyiy-fond-rf-sostav-i-harakteristiki
Состояние и динамика развития земельного фонда РФ
Романова Е. К. Состояние и динамика развития земельного фонда РФ [Текст] // Инновационная экономика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 6-10. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/218/11041/ (дата обращения: 07.01.2020).
В течение последних лет в России быстрыми темпами стал формироваться и развиваться рынок земли. Он представляет собой сферу вложения денежных средств в объекты недвижимости и систему экономических отношений, которые возникают при операциях с земельными участками.
Такие отношения возникают при купле-продаже любой земли, недвижимости, ипотеке, сдаче объектов в аренду и т. д. Операции на рынке земли, как правило, носят инвестиционный характер, т. к. осуществляются с целью получения дохода или приобретения материальных ценностей.
Рынок земли — это система перераспределения земельных участков между собственниками и пользователями на основе конкурентного спроса и предложения.
Степень развития земельного рынка во многом определяет аналогичные показатели для других сегментов рынка недвижимости, например, рынков жилья, коммерческих и производственных объектов.
В системе экономических отношений, связанных с недвижимостью, категория собственности занимает центральное место. Экономически земельная собственность реализуется тогда, когда приносит владельцу доход (ренту, арендную плату) или удовлетворяет его личные потребности.
Начало кардинальных экономических преобразований в России ознаменовалось падением ряда основных положений. Один из самых устойчивых из них — вопрос о частной собственности на землю.
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, после 70-летнего перерыва восстановила право частной собственности на землю и свободу распоряжаться ею.
В результате этого в России теперь признаны следующие основные формы земельной собственности: частная, государственная и муниципальная.
Впервые по Указу Президента Российской Федерации «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27 декабря 1993 года № 1767 собственники земельных участков получили право их продавать, дарить, сдавать в аренду, обменивать, передавать по наследству, передавать в качестве взноса в уставные фонды. Таким образом, в России в начале 1990-х годов были созданы правовые предпосылки для рыночного оборота земли как товара.
Отношения собственности субъектов рынка земли реализуются с помощью различных сделок.
Совершение сделок с земельными участками регулируется не только конституциональными нормами и земельным правом, но и гражданским законодательством, в котором учитываются лесное, экологическое и иное специальное законодательства.
Сегодня сделки с землей регулируются Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ и целым рядом нормативно-правовых актов (например, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра и т. д.).
Согласно Гражданскому кодексу РФ право собственности включает в себя право владения, использования и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать а отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам не нарушающие права и интересы других лиц, в том числе:
- − передавать свое имущество в собственность другим лицам;
- − отдавать имущество в залог;
- − распоряжаться своим имуществом любым другим способом.
Земельным кодексом РФ установлена необходимость осуществления государственного мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдения за состоянием земель. Объектами мониторинга земель являются все земли РФ независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования. К задачам государственного мониторинга земель относят:
- − своевременное выявление изменения состояния земель;
- − оценка изменений;
- − прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении негативных последствий;
- − информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- − обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Задачей независимого негосударственного мониторинга рынка земли является обеспечение всех участников рынка сведениями о структуре и динамике изменения характеристик, показывающих как общие тенденции рынка, так и тенденции отдельных показателей. Эти данные и информация необходима для обоснованности инвестиционных решений собственниками на земельном рынке.
Мониторинг рынка земли и открытый доступ к его результатам рассматриваются как важный ключевой элемент, благодаря которому возможно некоторое приближение характеристик рынка земли к характеристикам совершенного рынка.
Этот вопрос в какой-то степени обосновывает применение закономерностей совершенного рынка и позволяет применять инструменты его регулирования.
Как следствие, разработка и применение механизма регулирования земельных отношений, обоснование и использование инструментов реализации земельной политики должно основываться на анализе состояния рынка земли, выявлении его эволюционных изменений и противоречий в развитии.
Особенности российского земельного рынка лежат очень глубоко в социально-культурном слое общественных отношений.
В странах с давно функционирующей рыночной экономикой, основанной на частной собственности, собственники самостоятельно развивали как общую рыночную, так и коммунальную и социальную инфраструктуру, включая транспортную сеть, инженерные коммуникации, школы, детские сады и т. д.
Гражданин такого государства понимает, что региональные и федеральные власти могут помочь частным владельцам в решении общих проблем.
Поэтому важное значение для европейских государств имеет прежде всего община, как совокупность рядом проживающих людей, совместно решающих общие проблемы или выделяющих государству денежные средства для помощи в их решении.
В отличие от западного собственника российский получил в процессе приватизации в конце 20 века от государства возможность использования уже созданной инфраструктуры.
Российский собственник столкнулся с рядом проблем: государство не улучшает должным образом дороги, не развивает социальную инфраструктуру, не указывает что и как делать.
Хотя строительство частных дорог, газопроводов, школ, детских садов призвано решать общие насущные проблемы, общество продолжает считать данные мероприятия скорее «нонсенсом», чем способом развития, принимая их за попытки обогащения отдельных лиц граждан.
В ходе земельной реформы, начатой в России в 1990-х годах, после восстановления права частной собственности на землю, существенно преобразилась структура земельного фонда страны, изменения которой приведены в нижеследующей таблице:
Таблица 1
Категория земель | Площадь 1990г. | Площадь 2015г. | Изменение площади 2015г. к 1990г. | |||
млн. га | % | млн. га | % | млн. га | % | |
РФ в целом | 1707,4 | 100 | 1709,8 | 100 | 2,4 | 100 |
Земли сельскохозяйственного назначения | 637,7 | 37,3 | 386,5 | 22,6 | —251,2 | 60,61 |
Земли населенных пунктов | 7,5 | 0,4 | 20,0 | 1,2 | 12,5 | 266,67 |
Земли промышленности и иного несельскохозяйственного назначения | 15,5 | 0,9 | 16,9 | 1,0 | 1,4 | 109,03 |
Земли лесного фонда | 895 | 52,4 | 1122,3 | 65,6 | 227,3 | 125,4 |
Земли особо охраняемых природных территорий | 17,4 | 1,0 | 46,8 | 2,7 | 29,4 | 268,97 |
Земли водного фонда | 4,0 | 0,2 | 28,0 | 1,6 | 24 | 700 |
Земли запаса | 130,3 | 7,6 | 89,3 | 5,2 | -41 | 68,53 |
Земли сельскохозяйственного назначения в 1990 году 37,3 % от общей площади. Самую большую площадь насчитывали земли лесного фонда — более половины всех земель РФ (52,4 %). Показатель земель запаса составлял 7,6 %. Остальные земли в сумме составляли 2,5 %.
За 25 лет земли сельскохозяйственного назначения уменьшились почти на 40 % и в 2015 году составили 386,5 млн. га. Глобальные изменения претерпели также земли водного фонда (увеличились в 7 раз).
В абсолютных показателях наибольшее значение имеют земли лесного фонда — в 2015 году площадь земель этой категории превысила 1,1 млрд. га. Земли особо охраняемых природных территорий увеличились более, чем в 2,5 раза. На начало 2015 года площадь земель населенных пунктов составила 20 млн.
га или 8,2 % земельного фонда РФ. За весь период площадь этих земель выросла более, чем в 2,5 раза. Наименьшим изменениям подверглись земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения.
Эти земли предоставляются предприятиям промышленности, энергетики, под транспортные артерии, для обеспечения обороноспособности страны, под объекты связи, телевидения и радиовещания, информатики и космического обеспечения. Как правило, земли данной категории расположены за чертой населенных пунктов.
Россия по-прежнему занимает первое место в мире по площади принадлежащих ей земель (на 1 января 2015 года площадь всех категорий земель составила 1709,8 млн. га).
Однако за два с половиной десятилетия рыночных реформ более, чем на треть уменьшилась площадь земель сельскохозяйственного назначения, произошел значительный рост земель населенных пунктов. Их количественный рост является общемировым процессом, отражающим тенденции возрастания значения данной категории земель в урбанизированном мире.
Несмотря на малый удельный вес земель насуленных пунктов, транспорта и промышленности в структуре земель России, именно они обладают максимальной рыночной стоимостью.
Необходимость реформации земельных отношений в России была вызвана рядом причин социально-экономического, экологического и политического характера.
Обладая огромными запасами земельных ресурсов в сельском хозяйстве, страна в течение десятилетий испытывала недостаток продовольствия и была вынуждена импортировать его. Сельскохозяйственные угодья использовались с крайне низкой эффективностью.
Нерационально использовались и городские территории. Государственная монополия на землю не только не предотвращала этих процессов, но и порой даже усиливала их.
Цель земельной реформы состояла в том, чтобы радикальным образом изменить отношения к земле как к национальному богатству путем введения частной собственности, развития рыночного земельного оборота и передачи земли в руки эффективных владельцев, заинтересованных в ее рациональном применении. Однако полностью реализовать данную цель пока не удалось. Выходом из такого положения может являться определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и практических мероприятий по развитию земельного рынка в России.
Несмотря на то, что современные российские исследователи рассматривают частную собственность как перспективный путь развития земельных отношений и институт земельной собственности получил в России государственную поддержку, анализ форм реализации отношений собственности опровергает идеализированные представления о частной собственности как вершине общественного развития. Недооценка институциональных проблем при разработке земельной политики вынуждает участников земельных операций вступать в неформальные отношения и обеспечивает преимущество тем, кто имеет лучшее материальное положение и доступ к информации, и при этом ставит в невыгодное положение малоимущих. Аграрное производство в Росси и на сегодняшний день отличается низкой рентабельностью6 в немалой степени из-за той аграрной политики, которая проводилась в стране последние годы.
И все же можно признать, что В России завершен первый этап земельных преобразований. Произошли глубинные изменения в формах собственности на землю. Сельским и городским жителям бесплатны переданы в собственность миллионы гектаров земель под сады, огороды, строительство жилья, для расширения личных подсобных хозяйств и организации фермерских хозяйств.
Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация 23,5 тысяч колхозов и совхозов, на 2015 год осуществлена приватизация 132,2 млн. га земель. В собственность граждан передано 63 % всех сельскохозяйственных угодий страны.
Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено свыше 100 тысяч земельных участков.
Но для выработки основных направлений эффективной государственной земельной политики и разработки системы стратегических и практических мероприятий по развитию земельного рынка в России необходим постоянный мониторинг рынка, анализ его показателей, тенденций и учет изменений.
Литература:
- ГОСТ 26640–85. Земли. Термины и определения.
- Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков / Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540.
Источник: https://moluch.ru/conf/econ/archive/218/11041/
Земельный фонд РФ
Содержание
- Введение
- 1. Общая характеристика земельного фонда РФ
- 2. Распределение земельных ресурсов по территории РФ
- 3. Рентная оценка земельных ресурсов
- 4. Проблемы использования земельных ресурсов
- 5. Вопросы собственности на земельные ресурсы в современной России
- Заключение
- Список литературы
Введение
На современном этапе формируется многоукладная система, которая призвана создать и объединить эффективно хозяйствующих на земле всех субъектов общества, начиная от государства, предприятий и кончая гражданами.
Важнейшим результатом реформ стало появление многообразия форм собственности на землю и платность ее использования. За 1991-2002 годы были заложены основы современного земельного законодательства. Принят новый Земельный кодекс РФ.
Создается механизм государственного земельного кадастра и мониторинга.
Однако претворение в жизнь начатой реформы еще далеко от задуманного. С годами становится все яснее, что вывод системы землепользования страны на качественно новый уровень – задача объемная, долговременная и где-то даже болезненная.
- Цель данной работы – рассмотреть вопросы земельного фонда РФ.
- Задачи:
- — раскрыть общую характеристику земельного фонда РФ;
- — рассмотреть распределение земельных ресурсов по территории РФ;
- — изучить рентную оценку земельных ресурсов;
- — выявить проблемы использования земельных ресурсов;
- — раскрыть вопросы собственности на земельные ресурсы в современной России.
1. Общая характеристика земельного фонда РФ
Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).
По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню.
Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли.
Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди[1].
Первопричиной многих бед стала неподготовленная резкая смена собственников земли. Сегодня из общей площади земельного фонда РФ 1709,8 млн. га в федеральной собственности осталось лишь 60 процентов. 129,6 млн.
га, или 7,6 процента земельного фонда страны, перешли в частную собственность граждан, их объединений и юридических лиц, остальная земля – в муниципальную собственность. Характерной чертой последних лет является рост площадей, передаваемых гражданам для ведения фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества.
Кроме того, до 50 тыс. га сельхозугодий ежегодно отводится под несельскохозяйственные нужды (промышленную застройку и т.д.)[2].
Из общего числа населения России почти 106 млн. человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей растет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками, теряют плодородие.
В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками.
Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России.
Полезные площади земель России сокращаются и под воздействием процессов их деградации. В целом динамика качественного состояния земель характеризуется усилением эрозийных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей.
С развитием общества земля не только не потеряет своей значимости, но и будет приковывать к себе еще большее внимание, ибо причины и факторы, создающие условия деградации земель, сокращения пригодных для жизнедеятельности площадей, не исчезают и даже усиливаются.
Отсюда возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества[3].
В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая классификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим таких категорий земель.
- В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли РФ делятся на семь категорий и включают:
- 1. земли сельскохозяйственного назначения;
- 2. земли поселений;
- 3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- 4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
- 5. земли лесного фонда;
- 6. земли водного фонда;
7. земли запаса.
Из этих положений Земельного кодекса становится ясно, что к землям в юридическом смысле относится вся земная поверхность в пределах территории РФ, включая сухопутную территорию и такие непривычные для обыденного представления о земле ее части, как дно рек, морей, водохранилищ, поверхность гор и пустынь. В таком единстве своих частей земля выступает совокупным объектом земельных правоотношений.
Во-вторых, объектом в реальных земельных правоотношениях выступают земельный участок, доля в праве общей собственности на земельные участки либо часть земельного участка.
Земельный участок – это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов.
Так, если общим правилом установлено, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.
78 ЗК), то реализовать это правило можно, лишь выделив земельный участок конкретному гражданину на местности с установлением межевых знаков, обозначающих границы такого участка. Соответственно возникшие в этом случае права и обязанности конкретного субъекта распространяются на индивидуально обособленную часть земель – конкретный земельный участок.
2. Распределение земельных ресурсов по территории РФ
Основным документом, регулирующим распределение земельных ресурсов, является Земельный кадастр. Земельный кадастр — это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства. Эти цели можно сформулировать на сегодняшний день:
- — первичное распределение земельного фонда страны (территории) по уровням земельной собственности, категориям земель, землевладельцам и землепользователям;
- — организация использования земельного фонда страны (территории) для получения определенных благ жизнеобеспечения общества (продовольствие, чистая вода и воздух, древесина, полезные ископаемые, пространство и другие);
- — постоянное поддерживание движения земельного фонда страны между уровнями земельной собственности (государственная и частная), категориями земель, землевладельцами, землепользователями;
- — установление прав и их ограничений в использовании земельного фонда страны с учетом интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности;
- — обеспечение развития земельного оборота и рынка, системы земельных платежей;
- — осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельного фонда страны.
- Весь земельный фонд РФ разделен на 7 категорий:
I. Земли сельскохозяйственного назначения. Включают в себя:
- — сельскохозяйственные угодья
- — пашни
- — сенокосы
- — пастбища и многолетние насаждения
- — земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами и с/х. зданиями
- — дачные участки
II. Земли поселений. Это земли в пределах городской или поселковой черты. Для оценки очень сложны т.к. они неоднородны. Обеспечивают до 80% «земельных» платежей в бюджет.
III. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д. Земли, расположенные за чертой поселений и отведенные предприятиям для хозяйственной деятельности. Введены в гражданский оборот.
IV. Земли особо охраняемых территорий. Земли, на которых установлен особый режим охраны. Курорты, санитарные зоны, зоны вдоль авто- и железных дорог. За пределами поселений.
V. Земли лесного фонда. Земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.
VI. Земли водного фонда
VII. Земли запаса. Находятся в государственной или муниципальной собственности. Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории.
3. Рентная оценка земельных ресурсов
Земельные ресурсы оцениваются на основе применения системы оценочных показателей, включающей показатели годовой дифференциальной ренты, окупаемости затрат и продуктивности (урожайности) земель.
Источник: https://mirznanii.com/a/12154/zemelnyy-fond-rf
Земельный фонд — это… Что такое Земельный фонд?
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД — общая площадь земель, принадлежащих группе землепользователей, предприятию, кооперативу, или земель, входящих в административно территориальную единицу. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд … Экономический словарь
- земельный фонд — Совокупность всех земель в пределах страны или какого либо ее региона, разделяемых по типу хозяйственного использования и правовому режиму … Словарь по географии
- земельный фонд — совокупность всех земель определённой территории, государства, всей планеты, которые можно разделить по типу хозяйственного использования и правовому режиму. В России земельный фонд включает земли: с. х., нас. пунктов, промышленности, транспорта … Географическая энциклопедия
- земельный фонд — žemės fondas statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Žemės sankaupa pagal atskirą jos naudojimo paskirtį, pvz., Lietuvos žemės fondą sudaro žemės ūkio naudmenos (arimai, pievos ir ganyklos), miškai ir kitos žemės (vandenys, pelkės,… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
- Земельный фонд — 1) вид фондов природных ресурсов РФ; 2) совокупность всех категорий земель в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в государственный земельный кадастр … Экологическое право России: словарь юридических терминов
- земельный фонд — земельный фонд, Единый государственный З. ф., в СССР в соответствии с Конституцией СССР (ст. 11) земля находится в исключительной собственности государства. Все земли составляют единый государственный З. ф., который с учётом основного целевого… … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД — общая площадь земель, принадлежащих группе землепользователей, предприятию, кооперативу, или земель, входящих в административно территориальную единицу … Энциклопедический словарь экономики и права
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД — см. в статье Земли сельскохозяйственного назначения … Энциклопедия юриста
- ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД — Единый гос. 3. ф., в СССР в соответствии с Конституцией СССР (ст. 11) земля находится в исключит. собственности гос ва. Все земли составляют единый гос. 3. ф., к рый с учётом осн. целевого назначения земель включает: земли сельскохозяйственного… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
- земельный фонд — общая площадь земель, принадлежащих группе землепользователей, предприятию, кооперативу, или земель, входящих в административно территориальную единицу … Словарь экономических терминов
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/22883
Общая характеристика земельного фонда рф
По площади земель
Россия выступает явным лидером, обладая
самым обширным в мире земельным фондом
в 1709,8 млн. га. Более половины всех земель
приходится на лесные площади, которые
составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ,
и лишь 8,9%, или 130,3 млн. га используется
под пашню.
Такая разница объясняется
главным образом природно-климатическими
условиями страны, ее географическим
положением. В силу этих же причин земли
неравномерно освоены.
Основная нагрузка
приходится на земли европейской части
России, где сконцентрировано промышленное
производство, развивается сельское
хозяйство и наиболее интенсивно
расселяются люди. Сегодня из общей
площади земельного фонда РФ 1709,8 млн. га
в государственной собственности
находится 60 процентов.
В частной
собственности граждан 129,6 млн. га, или
7,6 процента земельного фонда, остальная
земля — в муниципальной собственности. До 50 тыс. га сельхозугодий ежегодно
отводится под несельскохозяйственные
нужды (промышленную застройку и т.д.).
Распределение
земельного фонда России по категориям
земель
Категория земель | млн га | % |
Земли сельскохозяйственного назначения | 440,1 | 25,7 |
Земли лесного фонда | 1059,8 | 62,0 |
Земли водного фонда | 27,8 | 1,6 |
Земли, находящиеся в ведении городских, поселковых и сельских администраций (земли населенных пунктов) | 18,6 | 1,1 |
Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения | 17,4 | 1,0 |
Земли природоохранного назначения (особо охраняемых территорий) | 31,7 | 1,9 |
Земли запаса | 114,4 | 6,7 |
Всего земель (без учета внутренних вод и территориального моря) | 1709,8 | 100 |
Из общего числа
населения России почти 106 млн. человек
проживает в городах. В результате
возросшей миграции людей растет разрыв
в плотности населения сельской и
городской местностей.
Для первой
характерными становятся упадок
общественной и экономической жизни,
связанные с этим потери сельскохозяйственных
угодий, которые не используются, зарастают
сорняками, теряют плодородие. (Пример
Вологодская область и другие регионы).
В городах и особенно крупных центрах,
наоборот, ощущается нехватка
пространственного базиса, которая
восполняется за счет расширения городов,
поглощения сельской местности городскими
застройками.
Известная в мире проблема
неконтролируемого «расползания»
городов, приводящая к уничтожению
земель, пригодных для сельскохозяйственного
и иных видов пользования, становится
актуальной и в России.
Полезные площади
земель России сокращаются и под
воздействием процессов их деградации.
В целом динамика качественного состояния
земель характеризуется усилением
эрозийных процессов, снижением количества
питательных веществ, сокращением запасов
гумуса, засолением почв.
С развитием
общества земля будет приковывать к
себе еще большее внимание, так как
причины и факторы, создающие условия
деградации земель, сокращения пригодных
для жизнедеятельности площадей, не
исчезают и даже усиливаются.
Источник: https://studfile.net/preview/7329085/page:5/
Земельный фонд РФ
- Введение
- 1. Общая характеристика земельного фонда РФ
- 2. Распределение земельных ресурсов по территории РФ
- 3. Рентная оценка земельных ресурсов
- 4. Проблемы использования земельных ресурсов
- 5. Вопросы собственности на земельные ресурсы в современной России
- Заключение
- Список литературы
Введение
На современном этапе формируется многоукладная система, которая призвана создать и объединить эффективно хозяйствующих на земле всех субъектов общества, начиная от государства, предприятий и кончая гражданами.
Важнейшим результатом реформ стало появление многообразия форм собственности на землю и платность ее использования. За 1991-2002 годы были заложены основы современного земельного законодательства. Принят новый Земельный кодекс РФ.
Создается механизм государственного земельного кадастра и мониторинга.
Однако претворение в жизнь начатой реформы еще далеко от задуманного. С годами становится все яснее, что вывод системы землепользования страны на качественно новый уровень – задача объемная, долговременная и где-то даже болезненная.
Цель данной работы – рассмотреть вопросы земельного фонда РФ.
Задачи:
- раскрыть общую характеристику земельного фонда РФ;
- рассмотреть распределение земельных ресурсов по территории РФ;
- изучить рентную оценку земельных ресурсов;
- выявить проблемы использования земельных ресурсов;
- раскрыть вопросы собственности на земельные ресурсы в современной России.
1. Общая характеристика земельного фонда РФ
Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных потребностей – ведения сельского хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).
По площади земель Россия выступает явным лидером, обладая самым обширным в мире земельным фондом в 1709,8 млн. га. Земли используются для разнообразных целей. Более половины всех земель приходится на лесные площади, которые составляют 1046,3 млн. га, или 62% земель РФ, и лишь 8,9%, или 190,3 млн. га используется под пашню.
Такая разница объясняется главным образом природно-климатическими условиями страны, ее географическим положением. В силу этих же причин неравномерно осваиваются земли.
Основная нагрузка приходится на земли европейской части России, где сконцентрировано промышленное производство, развивается сельское хозяйство и наиболее интенсивно расселяются люди1.
Первопричиной многих бед стала неподготовленная резкая смена собственников земли. Сегодня из общей площади земельного фонда РФ 1709,8 млн. га в федеральной собственности осталось лишь 60 процентов. 129,6 млн.
га, или 7,6 процента земельного фонда страны, перешли в частную собственность граждан, их объединений и юридических лиц, остальная земля – в муниципальную собственность. Характерной чертой последних лет является рост площадей, передаваемых гражданам для ведения фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводства и огородничества.
Кроме того, до 50 тыс. га сельхозугодий ежегодно отводится под несельскохозяйственные нужды (промышленную застройку и т.д.)2.
Из общего числа населения России почти 106 млн. человек проживает в городах. В результате возросшей миграции людей растет разрыв в плотности населения сельской и городской местностей. Для первой характерными становятся упадок общественной и экономической жизни, связанные с этим потери сельскохозяйственных угодий, которые не используются, зарастают сорняками, теряют плодородие.
В городах и особенно крупных центрах, наоборот, ощущается нехватка пространственного базиса, которая восполняется за счет расширения городов, поглощения сельской местности городскими застройками.
Известная в мире проблема неконтролируемого «расползания» городов, приводящая к уничтожению земель, пригодных для сельскохозяйственного и иных видов пользования, становится актуальной и в России.
Полезные площади земель России сокращаются и под воздействием процессов их деградации. В целом динамика качественного состояния земель характеризуется усилением эрозийных процессов, снижением количества питательных веществ, сокращением запасов гумуса, засолением почв.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в России, как и во всем мире, земли служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей.
С развитием общества земля не только не потеряет своей значимости, но и будет приковывать к себе еще большее внимание, ибо причины и факторы, создающие условия деградации земель, сокращения пригодных для жизнедеятельности площадей, не исчезают и даже усиливаются.
Отсюда возникает необходимость обеспечить такой порядок, при котором хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические последствия и угрозу устойчивому развитию общества3.
В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи классификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая классификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим таких категорий земель.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса все земли РФ делятся на семь категорий и включают:
-
земли сельскохозяйственного назначения;
-
земли поселений;
-
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
-
земли особо охраняемых территорий и объектов;
-
земли лесного фонда;
-
земли водного фонда;
-
земли запаса.
Из этих положений Земельного кодекса становится ясно, что к землям в юридическом смысле относится вся земная поверхность в пределах территории РФ, включая сухопутную территорию и такие непривычные для обыденного представления о земле ее части, как дно рек, морей, водохранилищ, поверхность гор и пустынь. В таком единстве своих частей земля выступает совокупным объектом земельных правоотношений.
Во-вторых, объектом в реальных земельных правоотношениях выступают земельный участок, доля в праве общей собственности на земельные участки либо часть земельного участка.
Земельный участок – это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов.
Так, если общим правилом установлено, что земли сельскохозяйственного назначения предоставляются гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст.
78 ЗК), то реализовать это правило можно, лишь выделив земельный участок конкретному гражданину на местности с установлением межевых знаков, обозначающих границы такого участка. Соответственно возникшие в этом случае права и обязанности конкретного субъекта распространяются на индивидуально обособленную часть земель – конкретный земельный участок.
2. Распределение земельных ресурсов по территории РФ
Основным документом, регулирующим распределение земельных ресурсов, является Земельный кадастр. Земельный кадастр — это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства. Эти цели можно сформулировать на сегодняшний день:
- первичное распределение земельного фонда страны (территории) по уровням земельной собственности, категориям земель, землевладельцам и землепользователям;
- организация использования земельного фонда страны (территории) для получения определенных благ жизнеобеспечения общества (продовольствие, чистая вода и воздух, древесина, полезные ископаемые, пространство и другие);
- постоянное поддерживание движения земельного фонда страны между уровнями земельной собственности (государственная и частная), категориями земель, землевладельцами, землепользователями;
- установление прав и их ограничений в использовании земельного фонда страны с учетом интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности;
- обеспечение развития земельного оборота и рынка, системы земельных платежей;
- осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельного фонда страны.
Весь земельный фонд РФ разделен на 7 категорий:
I. Земли сельскохозяйственного назначения. Включают в себя:
- сельскохозяйственные угодья
- пашни
- сенокосы
- пастбища и многолетние насаждения
- земли, занятые лесополосами, внутрихозяйственными дорогами и с/х. зданиями
- дачные участки
II. Земли поселений. Это земли в пределах городской или поселковой черты. Для оценки очень сложны т.к. они неоднородны. Обеспечивают до 80% «земельных» платежей в бюджет.
III. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, и т.д. Земли, расположенные за чертой поселений и отведенные предприятиям для хозяйственной деятельности. Введены в гражданский оборот.
IV. Земли особо охраняемых территорий. Земли, на которых установлен особый режим охраны. Курорты, санитарные зоны, зоны вдоль авто- и железных дорог. За пределами поселений.
V. Земли лесного фонда. Земли, покрытые лесной растительностью или предназначенные для её восстановления.
VI. Земли водного фонда
VII. Земли запаса. Находятся в государственной или муниципальной собственности. Могут вводиться в гражданский оборот только при смене категории.
3. Рентная оценка земельных ресурсов
Земельные ресурсы оцениваются на основе применения системы оценочных показателей, включающей показатели годовой дифференциальной ренты, окупаемости затрат и продуктивности (урожайности) земель.
Под экономической оценкой использования земель в годовом исчислении понимается денежное выражение народно-хозяйственного экономического эффекта (рентного дохода), приносимого этими землями при их эксплуатации.
Денежное выражение народнохозяйственного эффекта определяется разностью между стоимостной оценкой продукции сельского хозяйства (продуктивностью) в кадастровых ценах (замыкающих затратах) и индивидуальными приведенными затратами на ее получение.
При этом используются нормативные (базисные) значения урожайности и затрат по основным сельскохозяйственным культурам, связанных с качеством земель и применяемой технологией сельскохозяйственного производства.
Уровень нормативных значений урожайности и требуемых для этого затрат определяется на основе использования методов математической статистики, а также перспективных технологических карт, определяющих затраты для соответствующих значений урожайности.
Окупаемость затрат при экономической оценке сельскохозяйственных земель рассчитывается как отношение стоимости получаемой продукции (в кадастровых ценах) к приведенным затратам на ее получение на оцениваемой земле4.
Земельные ресурсы используются не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях промышленности, в том числе в горнодобывающих, как основа возведения зданий и сооружений, строительства дорог, извлечения минерально-сырьевых ресурсов из недр и т.п. Использование земель для этих целей во многих случаях обеспечивает значительно более высокую дифференциальную ренту, чем в сельском хозяйстве.
- В этом случае экономическая оценка земли Эз может быть определена по формуле:
- Эз = ДРср : Кэ,
- где ДРср — среднегодовая дифференциальная рента, возникающая при использовании данного участка земли; Кэ — нормативный коэффициент эффективности.
При экономической оценке лесных ресурсов необходимо исходить из двойственной народно-хозяйственной ценности их. Ценность лесов определяется, во-первых, их ролью как источника древесины и продуктов побочного лесопользования и, во-вторых, их средозащитными функциями.
В настоящее время лесные ресурсы оцениваются в виде попенной платы, или лесной таксы, которая должна возмещать затраты государства на ведение лесного хозяйства.
Но, как известно, цены не способствуют рациональному использованию природных ресурсов в связи с ориентировкой их на средние затраты лесозаготовительных предприятий.
В этих условиях использование худших лесных участков с себестоимостью лесозаготовок выше средних затрат приводит к нерентабельной работе предприятий и соответственно к недорубу расчетных лесосек на худших участках и перерубу на лучших, что нарушает нормальную эксплуатацию лесного хозяйства.
Одновременно при таком подходе предметом эксплуатационной оценки становится только древесный запас, а не совокупность всех компонентов лесного биогеоценоза (территорий, занятых лесами), рассматриваемого в качестве единого объекта природопользования.
При этом в основу определения эксплуатационной ценности лесоземельного угодья положен принцип максимизации суммарной лесоэксплуатационной ренты. Одновременно с установлением ее величины определяется возраст кадастровой спелости, максимизирующий эксплуатационную ценность.
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/120726-1-13697.html