В малоосвоенных регионах Российской Федерации, таких как Камчатка, Чукотка и другие, находится большое количество площадей, принадлежащих государству или муниципалитету. В иных частях России тоже встречаются такие угодья, но в гораздо меньшем количестве. Эти участки называют земли запаса. Они не имеют отношения к физическим или юридическим лицам. Эти владения не определены к какой-либо разновидности земель, не имеют целевого назначения и находятся в резерве.
Общее описание и правовые аспекты
В Земельном Кодексе Российской Федерации есть термин, что такое земля запаса. Пункт 1 статьи 103 дает описание данного юридического понятия. Говоря простыми словами, это площади, принадлежащие государству, не имеющие законных владельцев и не предназначенные для эксплуатации. Они являются резервными территориями.
Согласно правовому режиму, такие области не могут использоваться под строительство, промышленность, аграрные или сельские работы. При этом на таком пространстве разрешено проведение геодезических, кадастровых, землеустроительных и иных работ.
Участки, оставшиеся бесхозными, могут быть преобразованы в группу резервных территорий, если факт их бесхозности будет отражен в кадастровом паспорте. В таком случае они передаются муниципалитету и могут эксплуатироваться по его усмотрению.
Допускается добровольный отказ физических или юридических лиц от права собственности, пользования и распоряжения участками. Такое решение не зависит от причин, побудивших к отказу.
Для этого необходимо подать заявление в уполномоченное ведомство. Право собственности прекращается с момента государственной регистрации.
После этого обязанность по уплате соответствующих налогов ложится на муниципалитет.
А также в класс резерва преобразовывают области, подвергшиеся химическому или радиоактивному воздействию. Они переходят в разряд земель на консервации.
Эти наделы могут сохраняться за прежним собственником или перейти во владение государства.
При этом разрабатывается регламент землеустройства, где указывается срок консервации, процедуры по восстановлению, присваивается очередность и высчитывается стоимость.
Ответственность за очищение и улучшение таких территорий лежит на муниципальных органах власти. Они же и инициируют перевод участков в иную разновидность. Органы местного самоуправления имеют право поставить владения на кадастровый учет и впоследствии предоставить людям для ведения хозяйства или в других целях путем проведения аукциона или конкурса.
Назначение и виды
Вся площадь земель Российской Федерации по целевому назначению бывает:
- сельскохозяйственные;
- населенных пунктов;
- промышленности;
- обороны;
- особо охраняемые;
- лесного и водного фонда;
- запаса.
По правовой принадлежности области существуют:
- Федеральные.
- Субъектов Федерации.
- Муниципальные.
В зависимости от принадлежности, решения о пользовании наделами принимается уполномоченными ведомствами. Так, по Федеральной собственности решения принимаются Правительством РФ, по собственности субъектов – исполнительной властью субъектов, по муниципальным делянкам – местной администрацией.
В обязанность уполномоченных властей включена инвентаризация, постановка в государственный реестр учета прав на недвижимое имущество и последующее предоставление нуждающимся с целью ведения личного хозяйства или иного пользования. Наделы могут предоставляться бесплатно или продаваться по установленной цене. А также на них могут быть заключены договора аренды с последующим выкупом.
Резервные территории можно разделить на две группы:
- Не используемые гражданами или юридическими лицами.
- Составляющие специальный фонд.
При этом к ним не относятся территории фонда перераспределения. В состав спецфонда входят области, которые эксплуатируются:
- нерационально;
- не по целевому назначению;
- с нарушениями законодательства.
Помимо этого, к ним относятся:
- выбывшие из оборота сельскохозяйственные угодья;
- лесной фонд, не покрытый лесом.
Вышеперечисленные области нельзя использовать до момента перевода в другую категорию земель.
В качестве исключения на таких местностях допускается сбор ягод, рыбалка, прогон скота, заготовка сухостоя и другие случаи пользования гражданами природных ресурсов для личного применения, без получения дохода.
Категории и процесс перевода
Для использования земель запаса они должны быть переведены в какую-либо другую категорию. При этом каждой группе соответствует определенный вид. Федеральным законом утвержден классификатор видов разрешенного использования (ВРИ).
НоНаименованиеВРИ1 | Сельскохозяйственные | Лесные насаждения, водные объекты, дороги, коммуникации и постройки аграрного и сельского значения |
2 | Населенных пунктов | ИЖС |
3 | Промышленные | Возведение производственных объектов и хозяйствование предприятий |
4 | Охраняемые | Заповедники и заказники |
5 | Водного и лесного фондов | Лесное хозяйство и водные объекты |
Необходимость преобразования может возникнуть, например, в случае недостаточного количества местности под строительство в населенных пунктах при их расширении.
Разрешить изменение вида пользования могут только органы местного самоуправления.
Процедуру преобразования инициирует заинтересованное лицо, которое самостоятельно обращается в администрацию с ходатайством. В нём указываются следующие сведения:
- Номер, присвоенный Росреестром.
- Нынешняя и желаемая группа земель.
- Аргументированная причина перевода.
При изменении предназначения местности соблюдается множество нюансов и проводится тщательное её изучение.
Вместе с ходатайством предоставляется пакет документов:
- Документы, удостоверяющие личность заявителя.
- Заявление о переводе в другую категорию.
- Выписка, подтверждающая, что необходимая зона принадлежит к резервному фонду.
- Выписка, подтверждающая, что участок не имеет владельца.
- Заключение государственной экологической экспертизы.
Процесс перевода длителен, и зачастую гражданину требуется помощь квалифицированного юриста. В случае несоответствия пакета документов правовым нормам заявителю могут отказать в рассмотрении заявления.
А также поводом может послужить не соответствующий нормам закона статус заявителя. Отказ готовится в течение 30 дней с подачи заявления и оформляется соответствующим актом.
При получении отказа заявитель имеет право обжаловать решение администрации в судебном порядке.
При положительном решении органы местного самоуправления также готовят акт, в котором указывают:
- Причину изменения группы.
- Границы, площадь и номер участка, согласно государственному реестру.
- Наименование присвоенного назначения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» необходимо проведение кадастрового учета при изменении категории земель.
Заявитель обращается в кадастровую палату для изменений сведений об участке. После этого он может эксплуатировать владение согласно целевому предопределению, без каких-либо дополнительных разрешений. При этом у человека возникает обязанность по уплате соответствующих налогов и по сохранности полученной делянки.
Незаконное или нецелевое использование
В ЗК РФ к незаконной эксплуатации относят следующие действия:
- строительство на неразрешенной местности;
- неразрешенное выращивание сельскохозяйственных растений;
- незаконная добыча и пользование недрами;
- повреждение водных объектов.
При установлении фактов незаконной эксплуатации муниципальных владений нарушители привлекаются к административной ответственности, а нанесенный им ущерб не возмещается государством. Это означает, что если человек, к примеру, построил дом без соответствующего разрешения, то дом будет снесен, а человек не получит никакой компенсации.
К нецелевой эксплуатации относится любое нарушение категории и вида разрешенного использования. Нарушения бывают очевидными, например, сооружение коммерческих конструкций на местности, уготованной для ИЖС, или возведение промышленных предприятий на сельскохозяйственных наделах.
Но встречаются и неоднозначные ситуации. Например, местность узаконена под ИЖС, а там размещены коммуникации или дороги. Для разрешения спорных ситуаций следует обратиться в компетентные ведомства.
За нецелевую эксплуатацию предусмотрена административная ответственность в форме штрафа, который исчисляется исходя из кадастровой стоимости надела.
Нарушения выявляются в ходе плановых проверок или профилактических мероприятий, проводимых компетентными ведомствами. Уполномоченное лицо осматривает область и составляет акт о выявлении правонарушений или отсутствии таковых.
При обнаружении нарушений эксплуатации надела выносится постановление о привлечении к административной ответственности виновных лиц. В течение 10 дней с момента получения постановление может быть обжаловано в судебном порядке.
Правила охраны
Все земли, в том числе и невостребованные, находятся под охраной государства. Охрана резервов заключается:
- в предотвращении негативного воздействия или загрязнения;
- в улучшении состояния;
- в восстановлении почв.
Особенности оценки состояния наделов закреплены в законодательстве Российской Федерации.
Для поддержания благоприятной экологической обстановки не только государство, но и собственники должны заботиться о своих пределах:
- Защищать от сорняков.
- Не допускать эрозию почв.
- Ликвидировать загрязнения.
- Сохранять уровень плодородия.
При невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по сохранению владений к землевладельцу применяется мера административной ответственности в форме штрафа.
Разрешение спорных моментов
При возникновении спорных ситуаций лучше обратиться за помощью к квалифицированному юристу. А также при разногласиях с местной администрацией можно обратиться в суд.
Помимо ЗК РФ, такие вопросы регулируются Конституцией РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ и другими подзаконными актами.
При загрязнении почвы радиоактивными или химическими отходами без вины землевладельца можно через суд добиться получения компенсации расходов и возмещения стоимости делянки.
Земля запаса – особенная резервная территория, которая не может эксплуатироваться или передаваться в собственность граждан до перемены целевого назначения. После смены вида разрешенного использования они могут эксплуатироваться по целевому предназначению.
Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/zemli-zapasa.html
Использование земель запаса
Время чтения 6 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−
Использование земель запаса допускается при соблюдении требований, предусмотренных законодательством. Они относятся к особой категории угодий, назначение которых изначально не установлено.
Что относится к такой площади и её виды
Земля запаса – это территории, право распоряжения, которыми принадлежит государству или муниципальным властным органам, за исключением площадей, входящих в фонд перераспределения для с/х целей.
Статьей 96 ЗК РФ устанавливается запрет на передачу такого вида земли нанимателям или собственникам из-за отсутствия её предназначения до того времени, когда будет произведена их передача в другую земельную группу.
В соответствии со ст.45 ЗК РФ существует возможность осуществлять на такой площади землеустроительные и кадастровые работы, геодезические изыскания и иные мероприятия по исследованию такой местности.
Образование земель запаса производится из площадей, которые в установленном режиме выводились из оборота. К ним относятся:
- Угодья с/х назначения, пользование которых приостановлено в виду утраты их плодородия, а также из-за отсутствия необходимости в использовании;
- Земли лесного фонда, пользование которых невозможно либо они зарезервированы для строительства крупных промышленных объектов;
- Площади, на которых располагаются естественные водоемы, неиспользуемые из-за их непригодности.
Территории земель запаса делятся на три основных вида:
- Федеральные, если на них находятся объекты государственного значения;
- Субъектов РФ, входят участки расположенные в границах муниципальных образований;
- Муниципалитетов, в них входят оставшиеся территории.
Использование этих участков может осуществляться, когда возникает особая необходимость, а сами площади переданы в другую категорию на основании действующих норм права.
Правовой режим
Такие земли имеют резервное значение, но могут включаться в структуры различных фондов.
Положениями статьи 60 ЗК РФ местные администрации наделяются полномочиями для предоставления гражданам, не являющимся членами колхозных образований и не работающими на сельхозпредприятиях, участками из земель запаса с целью организации фермерских хозяйств.
При перераспределении территории они могут передаваться на основании итогов конкурса или нанимателю с правом дальнейшего выкупа. Те объекты, которые не были распределены по различным обстоятельствам, могут передаваться в бесплатное пользование или продаваться по кадастровой цене.
Вся деятельность фондов, которым поступает такая земля, контролируется местными муниципалитетами, которые не теряют своих правомочий, пока угодья не будут переведены в другую группу и представлены заинтересованным субъектам для их дальнейшей реализации.
Правила использования
Учитывая, что земли запаса входят в особую группу территорий, для их эксплуатации потребуется придерживаться определенных принципов, запрещающих или разрешающих пользование такого вида ресурсов.
Например, разрешается использовать такие участки без перевода их в другой тип в ситуации, если:
- Площадь не входит в территорию закрытого образования, а располагающиеся на нем природные ресурсы могут свободно использоваться людьми в личных интересах. Это может быть рыбалка или сбор ягод и грибов;
- Использование территории в целях охоты или прогона домашнего скота к месту еговыпаса без осуществления остановки на нем;
- Заготовка сухостоя на территории без проведения вырубки лесных насаждений, если он будет использован для отопления индивидуального жилища и не связан с получением дохода.
В других случаях, эксплуатация земель запаса требует их перевода в другую группу, а их незаконное использование преследуется по закону.
Перевод в другую категорию
Перевод земель возможен в случаях, прямо устанавливаемых законодательством. К ним относятся
- Необходимость создания объектов с особым режимом использования и охраны. Это могут быть заповедные зоны, природные парки;
- Потребность изменения границ регионов или муниципальных образований;
- Нуждаемость земель в консервации в виду их износа. Это касается снижения плодородия с/х площадей:
- Важность строительства объектов инфраструктуры, культурного и бытового назначения. К ним относятся: сооружение ресурсоснабжающих предприятий, образовательных и медицинских учреждений, дорог и мостов и другое;
- Реализация мер по безопасности государственных границ (возведение сооружений оборонительного назначения или военных объединений);
- Разработка залежей природных ресурсов с дальнейшим развертыванием их добычи.
- Это полный список оснований для смены категорий, внесение изменений в него возможно только в законодательном порядке.
- Порядок перемещения земель в иную целевую группу регламентируется ФЗ «О переводе земель или земельного участка из одной категории в другую».
- Последовательность совершаемых операций будет следующая:
- Подготовить прошение. В нем необходимо изложить необходимые сведения:
- Номер участка в кадастре;
- Текущая и желаемая категорийность площади;
- Цели и аргументы, подтверждающие возможность изменения назначения.
- Собрать необходимую документацию:
- Гражданский паспорт заявителя;
- Выписку из ЕГРП и государственного кадастра;
- Экспертное заключение экологической инспекции России.
- Подать пакет документов в соответствующую инстанцию в зависимости от принадлежности собственнику. Если это государство – прошение представляется в Правительство РФ, у субъекта – региональный исполнительный орган, у муниципалитета – местная соответствующая служба.
- По результатам проведенной проверки принимается решение о присвоении заявляемой категории либо об отказе в переводе. При положительном решении оформляется Постановление соответствующей организации с обязательным установлением новшества в правоустанавливающей документации. Отказ оформляется актом.
ВНИМАНИЕ! Отказ в изменении категории может быть обжалован заявителем в судебном порядке!
Основания для отказа
Отрицательный ответ может быть получен в следующих ситуациях:
- Когда заявитель является ненадлежащим лицом, которое может обращаться с такой просьбой.
- Если представленный пакет документов не соответствует требованиям, установленных законодательством.
Земли запаса представляют особый объект в сфере земельных правоотношений, так как до изменения своего назначения не могут использоваться, а также передаваться в личное владение заинтересованным лицам. Но, в ситуациях когда перевод совершен, территория может эксплуатироваться в соответствии со своим предназначением.
Источник: https://law03.ru/land/article/ispolzovanie-zemel-zapasa
Земли запаса — особенности правового режима, использование
Земли запаса — это одна из семи категорий классификации земель в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (ст. 7). Для России эти земли являются одними из наиболее крупных по занимаемой площади. Это связано с большой и разнообразной по природным условиям территорией страны.
Что такое земли запаса
Суть этой категории раскрыта в статье 103 ЗК РФ, к ней относятся следующие земли:
- принадлежат государству и муниципалитетам;
- не подлежат постоянному целевому использованию;
- не передаются в аренду или в длительное пользование физическим и юридическим лицам.
Эти земли действительно находятся в запасе. Существование такой категории имеет большое значение для благополучия государства и страны.
Большое количество земель запаса в России сосредоточено на малоосвоенных территориях Дальнего Востока, Сибири и других подобных районов
Территории, занятые этими землями, не входят в состав заповедников и национальных парков, но природа здесь находится в относительно не разрушенном состоянии.
Кроме того, такие территории обеспечивают возможность экономического манёвра и выполняют функцию резерва прочности для выхода из условий особых ситуаций (войны и другие бедствия).
При определении понятия земель запаса важно понимать и особенности их правового режима. В государственной и муниципальной собственности находятся не только земли запаса.
Это говорит о том, что данный признак не является исчерпывающим. Любая категория представляет собой деление по признакам принадлежности, разрешённого использования и особенностям правового режима.
Последнее представляет собой совокупность запретов и разрешений.
Порядок перевода земель запаса из резерва в необходимую категорию для её дальнейшего использования установлен законодательством
Земли запаса должны находиться только в государственной и муниципальной собственности. В этой формулировке содержится разрешение и запрет. Кроме того, данные территории изъяты из обычного хозяйственного использования. Из этого правила есть, конечно, исключения, которые также описываются Земельным кодексом РФ.
Использование
На территориях, занятых землями резерва, разрешается:
- нахождение людей;
- осуществление пользования биоресурсами в виде охоты, рыбной ловли, сбора дикоросов;
- проведение работ по разведке и добыче полезных ископаемых.
В последнем случае требуется особое разрешение органов власти, в ведении которых находится эта территория.
Все остальные варианты использования земель могут осуществляться только после того, как данные участки будут переведены в другую категорию.
Таким образом, земли запаса представляют собой территории, которые ещё не введены в интенсивный хозяйственный оборот или не законсервированы в качестве особо охраняемых. Этот статус поддерживается Земельным кодексом и другими нормативными актами Российской Федерации.
- Lespedeza
- Распечатать
Источник: https://consultmill.ru/polezno-znat/zemli-zapasa-ponyatie-osobennosti-pravovogo-rezhima.html
Что значит неиспользуемые земли запаса и какой их правовой режим?
Земли запаса разделяют всю территорию России. Обычно, использование данного ресурса происходит в момент выделения в аренду либо же в собственность каждого из этих участков. Их можно вернуть обратно в фонд, либо же добавить и благодаря этой процедуре происходит непрерывное пополнение земельных наделов. Что же входит в эту категорию? В данной статье вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы.
Что такое неиспользуемые земли запаса
Согласно закону, такими земельными фрагментами именуют обычно территорию, которая ранее не была представлена в использование, пожизненное владение и в дальнейшем не была передана в частную собственность для кого-либо.
Подобные земельные фрагменты могут существовать самостоятельно, и во многом это связано с отсутствием прав физических, а также юридических лиц на право пользоваться землей. Эта причина в недостаточной степени может отражать сущность режима, который действует.
Согласно принципиальному отличию от остальных категорий, земли запаса – это особая территория, целевое назначение которое пока еще не определили. При таком раскладе земля не может иметь ничего общего с аудиторией назначения и поэтому земельные наделы будут включены автоматически в эту категорию.
Угодья являются частью земельного фонда, они также обладают природными и хозяйственными свойствами, благодаря которым в дальнейшем можно установить их общее целевое назначение.
Какие критерии следует учитывать и чем руководствоваться при переводе угодий в категорию земель запаса? В законодательстве, которое действует, подобные пункты прописаны нечетко.
- Статья 128 Земельного Кодекса сообщает о том, что состав земельных угодий запаса позволяет включать землю, которую ранее не использовали, либо же она была по каким-то причинам изъята, согласно установленному порядку у собственников, а также землепользователей.
- Любые из определений, которые касаются земельных фрагментов и которые не были ранее использованы, позволяют осуществить перевод земли в другую категорию – земли запаса.
- Категория под названием неиспользованные земельные наделы– это особая территория, которая ранее не была вовлечена в использование из-за ее непригодности, либо же не освоенности земли, которая утратила любые свои полезные свойства согласно ряду различных причин.
- К подобным земельным наделам необходимо применять специальные мероприятия, которые позволят провести все необходимые манипуляции, касающиеся улучшению их состояния.
По закону не должен быть установлен полноценный механизм признания земли неиспользованной, кроме внесения ее в отдельную категорию земель запаса. Это прописано в статье 126 ЗК и есть отдельное упоминание о способе, который позволяет осуществлять охрану наделов, он выступает консервацией, так называемых деградированных земель, если нет возможности как-либо повлиять на плодородие почв.
С другой стороны, это утверждение никак не подтверждается на законодательном уровне. Только благодаря систематическому контролю за использованием и охраной земли есть возможность выявить наделы, которые на протяжении определенного времени не используются.
Можно это сделать благодаря мониторингу земли, который осуществляется согласно общему учету функций по управлению земельными наделами. В законе нет на этот счет какой-либо конкретной и в то же время исчерпывающей информации, либо же списка обязательных критериев, к землям, которые не используются.
В этот список следует внести угодья, которые из-за ряда причин выбыли из категории хозяйственного использования, либо же они были заброшены много лет назад своими владельцами и на протяжении всего периода никак не эксплуатировались.
В связи с этим, должна быть предоставлена информация о субъектах с указанием сроков, которые были ранее использованы: 1 год для сельскохозяйственного производства, либо же два года для несельскохозяйственных целей. Их можно отнести к категории неиспользованных территорий только в исключительных случаях.
По закону, подобное поведение входит в категорию неправомерного, и оно предусматривает изъятие земельного фрагмента.
С другой стороны, не все угодья, которые ранее выбыли из хозяйственного оборота можно смело отнести к категории неиспользуемых для осуществления операций по переводу в земли запаса.
К примеру, земли отчуждения были изъяты у собственников по причине радиоактивных загрязнений, их необходимо включить в категорию хозяйственного использования, но уже с другим правовым режимом.
В состав земель населенных пунктов включены несколько недостроенных угодий, которые могут быть включены в эту категорию и оставаться свободными на протяжении определенного времени. В таком случае, земли, которые были не использованы, включаются в категорию земель запаса, но только если их не отнесли к какой-либо иной из этих категорий.
Земельные наделы, которые ранее были изъяты у частных собственников земли — прежних владельцев, автоматически относятся к землям запаса, в случае если не было проведено перераспределение согласно установленному порядку.
Основания изъятия земли устанавливаются согласно Кодексу о земле, и они ведут к прекращению всех прав собственности. Не каждое из обстоятельств, которое было указано в качестве основания превращения, выступает изъятием с точки зрения юриспруденции.
Согласно добровольному отказу от земли либо же в процессе добровольного отчуждения угодья в адрес государственного пользования, истечения общего срока пользования может привести к переводу этой земли в запас, если только эти участки не перешли в собственность к другим персонам.
В то же время, любое изъятие земель для общественных и государственных нужд не предполагает дальнейшее рассмотрение их в качестве земель запаса. Поэтому, согласно информации, представленной в ст.128 Земельного Кодекса, любые попытки изъятия земель для включения их в категорию земель запаса подразумевают под собой запуск механизма перехода этих земель в новую категорию.
Кроме этого возникают вопросы касательно разграничения территории, которая не включена в собственность владения, пользования либо же частной собственности физических, а также юридических лиц или же земельного общего пользования.
Дело в том, что земли общего пользования всегда кому-то принадлежат, то есть относятся к какой-либо определенной категории (кроме земель запаса), хоты они и не закреплены в индивидуальном пользовании.
Земли общего пользования включены в общий состав использования земельного надела, либо же включены в категорию общественного пользования. Законодательство не регулирует общее использование земли как самостоятельное право на землю, так же оно не закрепляет ключевые особенности правового режима общего пользования.
Могут быть переведены в категорию земель запаса любые угодья, но для каждого из них есть свои ключевые особенности. Так, земельные наделы в пределах населенных пунктов вообще нельзя классифицировать как земли запаса, но стоит только изменить границы населенного пункта и вот уже часть земель попадают в данную категорию.
Сельскохозяйственные земли даже после своего перевода в другую категорию могут сохранить общую принадлежность к этой категории согласно своему общему признаку пригодности для сельскохозяйственной деятельности.
Не стоит полагать, что такие земли относятся к ничейным либо же к бесхозным. Они не являются объектом собственности физических и юридических лиц, но включены в категорию государственного владения. На них происходит процесс распределения государственного управления земельных участков.
Подобные земли запаса находятся под протекторатом распорядительных органов, а также районных исполнительных органов. Подсчет земель запаса проводится в процессе процедуры ведения государственного земельного кадастра, то есть происходит общее распределение земель запаса и по большей степени оно заключается в предоставлении для них разнообразных целей с учетом общей пригодности.
Согласно действующему законодательству, не были закреплены ограничения по предоставлению общих земель запаса. Они могут быть представлены каким-либо иным субъектом для достижения целей в частное владение, наследуемое имущество или же постоянное использование.
В таких ситуациях необходимо осуществить перевод земель запаса в нужную категорию. В законе не прописан срок пребывания угодий в составе земель запаса. Именно поэтому может возникнуть неясность относительно временной эксплуатации земельных наделов.
Согласно общепринятому регламенту перевода территории из одной категории в другую, каждый из этих нюансов прописан в законе РФ.
Благодаря такому трансферту можно:
- создавать национальные парки, заповедники и другие объекты естественных образований со статусом охраняемой территории природопользования;
- пересматривать пограничные участки, которые относятся к региональной и муниципальной собственности, но это возможно только в случае появления иных административных единиц;
- приостанавливать общее землепользование в связи с истощением природных ресурсов, к которым относят разные причины (например, неурожайный год);
- прокладывать коммуникации и возводить сооружения согласно новому строительству, а также осуществление любых процессов реконструкции (строительство дорог, больниц, школ и т. д.);
- постройка оборонных объектов, согласно общим целям укрепления безопасности не только на территории приграничных районов, но и по всей территории государства – касательно новых полигонов, а также военных городков и т. д.;
- вовлекать в процесс эксплуатации рудопроявления, которые ранее не были использованы. Это возможно для проведения разведывательных операций, с дальнейшей целью постройки горнодобывающих организаций. На сегодняшний день иные причины не предусматриваются, но такое положение дел сохраняется, согласно закону. Для выполнения операций, касательно передачи территорий из запаса следует руководствоваться федеральным законом, и осуществляется передача таким образом.
Для начала следует подать ходатайство с просьбой о проведении как можно скорее перевода одного участка в другую категорию.
Подобные прошения должны быть представлены в адрес собственника в лице Правительства, с указанием региона в лице представителя административного органа, а также в муниципалитет.
Подача прошения осуществляется в процессе подготовки, благодаря которой проводят передачу справок и документов. Они подтверждают законность этой просьба, а также пакета бумаг о дальнейшем использовании земель запаса в целях, которые были заявлены.
Согласно установленному сроку, рассматривается собранный пакет документации и только потом осуществляется выезд комиссии на земельный участок с принятием дальнейшего решения о переводе земель, либо же отказе. Это излагается в виде общего Постановления административного органа.
Положительное решение позволяет провести все необходимые действия, благодаря которым будут внесены изменения в регистрационные, а также учетные документы на разрешенный участок.
Подобные земли резерва не могут быть использованы до момента проведения этой операции без общего нарушения права. Их также нельзя продать или передать иным организациям и гражданам.
После того, как будет проведен процесс оформления согласно законному образу перевода в иную категорию, любые запреты будут сняты, но только в том случае, если было соблюдено правило использования согласно установленным целям.
Источник: http://UrOpora.ru/zemlya/chto-znachit-neispolzuemye-zemli-zapasa.html
Земли запаса
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Земельное право » Категории земель » Земли запаса
К землям запаса относятся земли, которые находятся в собственности государства или муниципалитета и не предоставляются в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель.
Содержание
Понятие земель запаса четко определено в действующем Земельном кодексе РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту к подобной категории относятся земли, которые находятся в собственности государства или отдельных муниципальных органов.
Земли запаса ни в коем случае не должны быть предоставлены в пользование гражданам и юридическим лицам, кроме отдельных участков, находящихся в фонде по перераспределению земель. Подобный фонд, в который входят земли запаса, формируется в соответствии с нормами земельного законодательства. Фонд формируется из участков, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения.
Соответственно, состав земель запаса представлен следующими участками:
- земли, не находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;
- земли, состоящие в специальном фонде.
В свою очередь, в земли запаса, которые составляют фонд, входят земельные участки, приобретенные государством, отдельными субъектами государства и муниципальными органами на основаниях, установленных законодательством.
Исключение составляют только участки, которые перешли в собственность Российской Федерации путем проведения процедуры изъятия.
Земли запаса могут быть использованы для удовлетворения следующих целей государства:
- чтобы обеспечить сельскохозяйственное производство;
- чтобы создавать и впоследствии расширять фермерские и крестьянские хозяйства;
- чтобы вести на участках подсобное хозяйство;
- чтобы вести садоводство;
- чтобы вести животноводство;
- для сенокоса;
- чтобы выпасти скот.
Правовой режим запаса. Правила осуществления перевода земель запаса в иную категорию земель, а также последующее использование таких земель
Использование, выделение и оценка земель запаса осуществляется на основании нормативно-правовых актов федерального уровня, в частности, соответствующего закона и Земельного кодекса России.
На законодательном уровне отдельно определены особенности правового регулирования перевода земель запаса из целевой категории в другую.
Перевод земельный участков в другую категорию допускается только в отдельных исключительных случаях, которые устанавливаются на уровне федерального или регионального законодательства. В соответствии с федеральным законодательством к данным исключительным случаям относятся следующие:
- необходимость проведения консервации земель;
- необходимость в создании особых охраняемых территорий. В соответствии с данным отнесением требуется перевод земель в природоохранное, историко-культурное или рекреационное назначение;
- необходимость установления или изменения установленных границ существующих населенных пунктов;
- при необходимости разместить на данных землях объекты промышленности, если их кадастровая стоимость не превышает установленный средний уровень;
- при необходимости перевести земли сельскохозяйственного назначения с непригодной почвой в земли иной категории, к примеру, в земли лесного фонда;
- при необходимости осуществить строительство дорог, линий коммуникаций, которые требуются для нормальной жизнедеятельности проживающих в данном районе граждан и землепользователей.
- чтобы обеспечить государственные нужды, направленные на установление и поддержание обороны государства;
- при необходимости разместить на участке объекты социально-культурного и бытового значения;
- для добычи полезных ископаемых;
Отдельно стоит отметить, что перевод земель из одной категории в другую допускается, при этом кадастровая стоимость данного объекта недвижимости повышается на один уровень.
Незаконное использование земель запаса
В Земельном кодексе России незаконное использование земель запаса урегулировано общими положениями о нарушениях прав на пользование участками. В частности, к незаконному использованию земель, могут относиться следующие виды нарушений:
- самовольное занятие участков;
- уничтожение расположенных на участках знаков;
- пользование недрами, расположенными под землей, без получения на это специальной лицензии;
- самовольная застройка участка;
- повреждение объектов водоснабжения;
- повреждение прудов, озер и рек, располагающихся на участке;
- незаконная добыча янтаря на участке;
Правила охраны земель запаса
Участок земли, вне зависимости от того, в какую целевую категорию он входит, всегда охраняется государством. Все нормативно-правовые акты рассматривают землю в качестве основы для нормальной жизнедеятельности граждан, проживающих на определенной территории.
При использовании земель в обязательном порядке должны соблюдаться следующие условия:
- требуется обеспечивать сохранение экологического состояния участка;
- требуется обеспечивать и следить за способностью земли быть средством производства;
- требуется использовать участка в производственной и любой другой хозяйственной деятельности.
На законодательном уровне выделяется определенные цели, в соответствии с которыми на территории Российской Федерации осуществляется охрана земель запаса:
- предотвращение деградации и загрязнения земель;
- предотвращение любого другого негативного воздействия на участок;
- улучшение состояния участка;
- восстановление участка.
Чтобы обеспечить охрану земель, каждый собственник участка должен выполнять следующие виды работ:
- обеспечивать охрану почвы;
- обеспечивать защиту почвы от водной или ветровой эрозии;
- обеспечить защиту участка от зарастания деревьями и сорными травами;
- при необходимости ликвидировать все загрязнения;
- сохранять мелиорацию земель;
- проводить рекультивацию земель;
- обеспечивать сохранение уровня плодородия почв.
Чтобы оценить состояние земель, на законодательном уровне устанавливаются определенные нормативы.
Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/zemli-zapasa.html
Правовой режим земель запаса
В силу ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель.
Как видим, в эту категорию земель не входят земли фонда перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения КФХ, ЛПХ, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения, который формируется в соответствии со ст. 80 ЗК РФ.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со ст. 78 ЗК РФ в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Категория земель запаса занимает третье место после земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда. Однако расположены земли запаса прежде всего в необжитых районах с тундровыми почвами Крайнего Севера, Дальнего Востока, Алтая. По ЗК РФ категория земель водного фонда распространяется на тундру и лесотундру.
Поэтому вполне реален перевод некоторых земель водных объектов в тундровой и лесотундровой зонах из категории запаса в состав земель водного фонда. При этом учитывается и характерная для этих мест многолетняя (вечная) мерзлота, которая сама имеет некоторые признаки водного объекта и воздействует на северные водотоки и водоемы.
В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, земель лесного и водного фондов и других земель запаса — это земли, основное целевое назначение которых не определено и которые не предоставлены гражданам и юридическим лицам. Эти земли могут использоваться для геодезических, геолого-съемочных, поисковых, кадастровых, землеустроительных и некоторых других исследований и изысканий.
Поскольку целевое назначение этих земель не определено, ГК РФ (ч. 6 ст. 36) предусматривает, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель запаса. Более того, использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
За счет земель запаса может создаваться целевой земельный фонд для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г.
№ 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы» и с Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 667, целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на основе предложений казачьих обществ.
- Целевой земельный фонд формируется в целях предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.
- Целевой земельный фонд может создаваться за счет земель запаса; земель фонда перераспределения; земель, право собственности, владения и пользования которыми прекращается в соответствии с земельным законодательством РФ.
- Режим использования земель, включенных в целевой земельный фонд, должен предусматривать следующие условия: предоставление земельных участков казачьим обществам и их членам для целей, определенных Положением, в порядке, установленном земельным законодательством РФ и субъектов РФ; соблюдение ранее установленных специальных режимов использования земель; возможность предоставления земельных участков до их востребования для нужд казачьих обществ гражданам, не являющимся членами казачьих обществ, и юридическим лицам во временное пользование или краткосрочную аренду без права строительства объектов недвижимости.
- Земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества: хуторским, станичным, городским и приравненным к ним иным казачьим обществам в размерах, определяемых в каждом конкретном случае; для размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации на праве бессрочного (постоянного)В пользования — на основе проектно-технической документации, утвержденной в установленном законодательством РФ порядке; для коллективного сельскохозяйственного использования на праве бессрочного (постоянного) пользования — исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель; членам казачьих обществ для индивидуального жилищного строительства и ведения ЛПХ в собственность или пожизненное наследуемое владение — по нормам, установленным органами местного самоуправления.
- Нераспределенные земли целевого земельного фонда являются землями казачьего войскового резерва, и дальнейшее их использование должно осуществляться в соответствии с установленным режимом использования земель по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.
В состав земель запаса могут быть включены при определенных условиях земельные участки иных категорий земель.
Перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель (ст. 13 Закона о переводе земель или земельных участков).
Данный Закон предусматривает, что перевод сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в частности связанных с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель запаса (ст. 7).
В силу ст.
14 ЗК РФ земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.
Источник: https://studref.com/429035/pravo/pravovoy_rezhim_zemel_zapasa
4. Правовой режим земель запаса
В соответствии с
п.1 ст.103 ЗК РФ к землям запаса относятся
земли, находящиеся в госуд. или муниц.
собственности и не предоставленные
гражданам или юр.л., за исключением
земель фонда перераспределения земель,
формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК
РФ.
Фонд перераспределения
земель формируется за счет земель с/х
назначения из земель:
- при добровольном отказе
- если нет наследников по закону и по завещанию, в случае отказа наследников
- при принудительном изъятии земельного участка.
Использование
земель запаса допускается только после
их перевода в другую категорию.
В соответ. со ст.13
ФЗ «О переводе земель или земельного
участка из одной категории в другую»:
перевод земель осуществляется в
зависимости от цели дальнейшего
использования данного земельного
участка только после формирования в
установленном порядке земельного
участка, в отношении которого принимается
акт о переводе зем. участка из состава
земель запаса в другую категорию земель.
-
Земли запаса, в
отличие от земель иных категорий, это
земли, основное назначение которых не
определено. -
В землях запаса
выделяют с/х угодья (пашни, залежи,
многолетние насаждения, кормовые
угодья), леса, земли под древесно-кустарниковой
растительностью, земли под водными
объектами, земли застройки, земли под
дорогами, нарушенные земли и иные. -
Земельные участки
в составе земель запаса могут быть
отнесены к государственной собственности
если: -
— на них расположены
объекты недвижимости, находящиеся в
федеральной или региональной собственности; -
— если на них
расположены приватизированные объекты
недвижимости, находившиеся до его
приватизации в собственности РФ или
субъектов РФ. -
Остальные земельные
участки относятся к муниципальной
собственности. -
Земли запаса могут
использоваться для геодезических,
поисковых, кадастровых, землеустроительных
и иных исследований и изысканий. -
Также земли запаса
могут быть использованы для нужд
животноводства: земли, не покрытые
устойчивым снежным покровом и удобные
для пастьбы скота в зимнее время.
Земли запаса могут
предоставляться гражданам и юр.л. только
после их перевода в иную категорию.
Отнесение земель
к землям запаса не исключает в целом их
использование, но и использование
производится только в строго установленных
законам случаях.
ЗК РФ требует
использование данных земель соответствии
с их целевым назначением.
Граждане имеют
право свободно, без каких либо разрешений
находиться на не закрытых для общего
доступа зем. участках, которые имеют
госуд. или муниц. форму собственности,
и использовать на данных земельных
участках природные объекты.
Для использования
земель в целях прогона скота, охоты и
иных нужд предоставление зем. участков
конкретным гражданам и юр.л. не требуется.
Поэтому земли
запаса могут быть использованы в
указанных целях и без их перевода в иную
категорию земель.
В состав земель
запаса также входят земли в случает
консервации:
П.1 ст. 14 ЗК РФ:
земли, которые подверглись радиоактивному
и химическому загрязнению и на которых
не обеспечивается производство продукции,
подлежат ограничению в использовании,
исключению из состава земель с/х
назначения и могут переводиться в земли
запаса для их консервации.
-
Также консервации
подлежат: -
— С/х угодья с сильно
истощенными почвами, подверженными
опустыниванию -
— олень пастбища
с сильно нарушенным почвенно-растительным
покровом -
— земли в случаях,
когда использование по целевому
назначению с данными признаками
деградации приводит к дальнейшему
развитию негативных процессов, ухудшению
состояния почв и экологической обстановки -
— земли, загрязненные
токсичными промышленными отходами
свыше предельно допустимых концентраций
или радиоактивными веществами свыше
предельно допустимых уровней.
Источник: https://studfile.net/preview/5316266/page:17/