Оборотоспособность земельных участков и ее значение в 2020 году

После рассмотрения поданного землевладельцем или его доверенными лицами заявления, глава администрации принимает решение об удовлетворении или отказе в изменении ВРИ.

Чтобы получить решение, необходимо явиться в администрацию и предъявить паспорт или доверенность. И решение, и отказ выдаются только в письменной форме.

Отказ обязательно должен быть мотивированным, а при несогласии землевладельца с ним документ можно использовать для оспаривания в суде или в вышестоящей инстанции.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

  • Заявление установленного образца (выдает Росреестр);
  • Копию Правил Землепользования и застройки с указанием возможного вида разрешенного использования для данной территории (где взять писал выше);
  • Декларацию о выбранном виде разрешенного использования земельного участка в виде, как указано в Правилах Землепользования и застройки.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка в 2020 году

«С 1 января 2020 года во всех муниципальных образованиях Московской области утверждены правила землепользования и застройки территории (ПЗЗ).

Теперь территория муниципальных образований разбита на территориальные зоны, для каждой из которых предусмотрены определенные виды разрешенного использования.

Это означает, что поменять вид разрешенного использования возможно лишь на тот, который утвержден для соответствующей территории в рамках ПЗЗ», — сообщил Андрей Аверкиев, министр имущественных отношений Московской области.

Изменение вида разрешенного использования участка в 2020

Ограничения в сфере использования несут определенные последствия для собственников и арендаторов земли. Так, на землях сельскохозяйственного назначения при строительстве жилого дома нет возможности узаконить его и прописать людей.

Более того: некоторые земли не имеют в перечне разрешенных видов использования даже строительство дачного дома. Однако ситуацию можно изменить. Сложный способ — смена целевого назначения земли, а более простой — изменение вида разрешенного использования участка.

Это крайне востребованная процедура в Москве и Московской области, поскольку ощущается дефицит свободной земли под строительство.

Изменение разрешенного вида использования земельного участка в 2020 году

  • удостоверение личности;
  • в случае если речь идет об индивидуальном предпринимательстве или предприятии — выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • документы, подтверждающие право на землю, включая декларацию;
  • план, указывающий границы участка и его местоположение относительно иных объектов недвижимости;
  • документы на имеющиеся постройки;
  • копия проекта, согласно которому осуществляется планировка сопряженных территорий.

Виды разрешенного использования земельных участков: изменения 2020, классификатор ВРИ, штрафы за нарушение

  • Классификатор не предусматривает деление видов на основные, вспомогательные и условно-разрешенные. Вместе с тем порядок изменения и использования каждого вида отличается. Владельцам земельных участков приходится обращаться к другим правовым актам, чтобы изучить вопрос о смене ВРИ. Таким образом, новый классификатор не обобщил сферу разрешенного использования, а внес неразбериху.
  • Многие ВРИ, установленные классификатором, имеют подробное описание, давая владельцам земельных участков возможность не сомневаться в выборе. Например, на участке под ИЖС можно разбивать огород или высаживать деревья, а территория под многоэтажные дома может использоваться и для детских площадок.
  • Классификатор продублировал нормы Градостроительного кодекса, которыми предусматривается свободное размещение линейных объектов. К ним относятся: дорожки к дому, уличное освещение, частные линии электропередач или водопровод. Для использования земли под указанные объекты не требуется дополнительно менять основной вид пользования землей.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка

Распространенными категориями, которые наиболее часто переводят в другое использование, являются земли населенных пунктов, а также сельхозназначения. Изменение разрешения касается, как правило, получения возможности построить жилой дом, зарегистрировать и прописаться для постоянного проживания. А для этого участок должен иметь статус ИЖС.

Читать еще:  Банкротство юридических лиц – правила меняются

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 мая 2020 г

Источник: https://domgosuslugi.ru/pravo/izmenenie-vidov-razreshennogo-ispolzovaniya-zemelnyh-uchastkov-2020.html

Елена Лукаш: "Землю можно будет покупать и продавать уже с 1 января. Мы входим в режим дичайшего схематоза"

Верховная Рада закрылась на каникулы, так и не приняв законопроект о земле.

Однако при этом, не продлен и мораторий на куплю-продажу земли. Означает ли это, что с нового года можно будет землю свободно покупать и продавать? Многие юристы считают, что все равно нельзя будет продавать, так как в Земельном кодексе (ЗК) сказано, что мораторий действует до принятия закона про оборот земли. А раз он не принят, то и мораторий автоматически продлевается.

В тоже время, у известного юриста, экс-министра юстиции Елены Лукаш другой взгляд на вопрос. Она считает, что мораторий автоматически на 2020 года не продлевается. И это может иметь очень серьезные последствия и для рынка земли и для Украины в целом.

Ниже мы приводим ее комментарий, который она эксклюзивно предоставила «Стране».  

«По состоянию на сегодняшний день ситуация следующая. Закон о рынке/обороте земли не принят. Мораторий на реализацию земли не продолжен. Что это означает? Это означает, что если в последние дни уходящего года парламентом и президентом не будет сделано ничего, то с нового года мы входим в режим дичайшего схематоза. О котором хорошо знает, но молчит Зе-команда.

Потому что снятие моратория с 01.01.2020 года означает:

1. Полный и ничем не ограниченный старт свободного обращения (купли-продажи) земель товарного сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан и юридических лиц (пункт 15 Переходных положений ЗК);

2. Не сдерживаемый ничем старт свободного обращения (купли-продажи) земельных паев (подпункт «б», пункта 15 Переходных положений ЗК).

Например, такое свободное обращение, теоретически даст возможность внешним кредиторам Украины, при неисполнении внешних денежных обязательств по кредитам, требовать обращения взыскания на землю. Это всего лишь вопрос договора. Потому что с 01.01 2020 года земля становится обычным товаром без ограничений в оборотоспособности.

3. Свободное обращение (купля-продажа) земель коллективных сельскохозяйственных предприятий (КСП), работа которых была прекращена (а прекращена работа львиной доли КСП) — означает, что с 1 января 2020 года эти земли становятся собственностью территориальных общин, на территории которых они расположены.

Отмена моратория будет являться основанием для автоматической регистрации таких земель в качестве коммунальной собственности, если эти земли не распределены и не переданы в собственность (бесплатная приватизация, выкуп) гражданам (подпункт «а» пункта 21 Переходных положений ЗК; Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, усовершенствования правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине» от 10 июля 2018 года № 2498-VIII;  ст. 14-1 Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» от 5 июня 2003 года № 899-IV).

Местные советы и местные госадминистрации с радостью освоят земельные темы. Не сомневайтесь. В этом они профессионалы.

4. Исчезновение ограничения по площади земельных участков товарного сельскохозяйственного назначения, которые могут находится в собственности граждан и юридических лиц. Кстати, такие ограничения существовали до 1 января 2015 года в размере не более 100 га в одни руки (п. 13 Переходных положений ЗК).

Таким образом, купить и сконцентрировать у себя можно будет любые объемы земель.

5. Ограничений для иностранных граждан на владение корпоративными правами юридических лиц нет.

Юрлица, зарегистрированные по законодательству Украины, корпоративными правами которых владеют иностранцы (иностранные физические и юридические лица), с 1 января 2020 смогут быть собственниками украинских с/х земель без ограничений и препятствий.

6. Возможность вносить в уставной (складочный) капитал хозяйственных обществ, в том числе и любых иностранных, прав на земельную долю (пай) – пунт 14 Переходных положений ЗК;

Можно уже сейчас создать юридическое лицо, участниками которого будут иностранцы (физические или юридические лица), и в течение января месяца 2020 года передать такие земли этому субъекту.

А можно сделать и проще – с 1 января передавать права на земельный пай уже созданному хоть где, хоть в Республике Гвинея-Бисау юр.лицу. Никаких ограничений в законодательстве не будет. А после этого – все.

Поскольку у иностранцев собственность – священна.

7.

Граждане–собственники земельных долей (паев) не смогут беспроблемно при выделении земли в натуре (на местности) получить государственные акты на землю, поскольку выдача таких актов не проводится с 1 января 2013 года (ч. 1 п. ст. 27 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав и их обременений» от  1 июля 2004 года № 1952-IV, пункт 16 Переходных положений ЗК).

  • Снятие моратория на земли товарного сельскохозяйственного назначения поставит в привилегированное положение государство, поскольку граждане не смогут подтвердить свое право на землю на основании имущественных сертификатов.
  • Простыми словами: сейчас для продажи земли нужен такой документ как «вытяг» (извлечение) из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.
  • Но, собственники паев не смогут получить такой «вытяг», поскольку собственник пая может получить по Земельному кодексу государственный акт, подтверждающий его права на землю.

Но и акт такой получить нельзя, как и «вытяг», поскольку земельное законодательство в этом смысле разбалансировано. По одной норме нужен госакт на право собственности на землю (п. 16 Переходных положений ЗК), по другой – «вытяг» (ст. 18, 21 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав и их обременений» от 1 июля 2004 года № 1952-IV).

И это создает коллапс с документами. И, конечно, будет увеличивать коррупционную составляющую, когда собственник начнет оформлять необходимые документы.

8. Ряд экспертов говорят, что оборот земли невозможен, поскольку нет закона про оборот земель сельскохозяйственного назначения. Это, по моему мнению, не так.

Посмотрим формулировку пунктов 14, 15 Переходных положений Земельного кодекса: оборот земель не допускается «До вступления в силу закона про оборот земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 01 января 2020 года».

Таким образом на лицо — два отлагательных условия/обстоятельства для старта оборота. Первое условие – наличие закона, внимание, принятого до определенного срока – 01.01.2020, закона, который открыл бы рынок, но не ранее 01.01.

2020 года.

И второе условие – календарная дата – 01.01.2020. Так как парламент не смог законодательно обеспечить внедрение и регулирование оборота земель в срок, вытекающий из Земельного кодекса, то это отлагательное условие стало нереальным/неосуществимым. И остается второе отлагательное условие – сам срок – 01.01.2020. А он приближается.

Простыми словами: закона, открывающего оборот земли нет, а значит рынок откроет календарная дата. А несогласные могут идти в наш самый гуманный и отреформированный суд в мире.

Источник: https://strana.ua/news/240819-prodazha-zemli-v-ukraine-chto-budet-s-janvarja-2020-hoda.html

Земли историко-культурного назначения и особо ценные земли в 2019 году: понятие, состав и правовой режим, порядок использования | Земельный эксперт

2664

Читайте также:  Обслуживание системы отопления многоквартирного дома в 2020 году

Содержание статьи:

Земли историко-культурного назначения

В статье 99 Земельного кодекса РФ дано определение понятия «земли историко-культурного назначения». Это такие территории, в отношении которых определяется особый режим землепользования в рамках их назначения. Земли применяются для устройства захоронений, обеспечения сохранности достопримечательностей и архитектурных объектов.

В состав таких территорий включаются:

  • комплексы, представляющие собой культурное наследие народностей, населяющих государство, включая археологические памятники;
  • кладбища гражданского населения и военнослужащих;
  • достопримечательности, включая места быта малых коренных народностей, организации производства, промыслов и ремесел.

Пользование такими землями происходит в соответствии с их прямым назначением. Располагающиеся в границах комплекса наделы частных собственников (пользователей) не отчуждаются, кроме ситуаций, определенных действующим законодательством.

Относительно таких территорий может быть запрещена любая хоздеятельность, если земли подлежат консервации или исследованию.

Правовой режим пользования определяет порядок эксплуатации таких земель и устанавливает те виды работ, которые разрешены.

Использование земель историко-культурного назначения

В пределах земель, имеющих историко-культурное значение, разрешены только те работы, которые направлены на сохранение исторических памятников, ландшафта и градостроительной среды согласно имеющимся федеральным законам.

По этой причине в пределах таких территорий устанавливается особый правовой режим земель историко-культурного назначения, который запрещает любую работу, не отвечающую целевому назначению наделов.

Эксплуатация остальных участков, находящихся в пределах выделенного массива, но не отнесенных к группе памятников, осуществляется согласно правилам землепользования и текущей застройки, а также с учетом требований, предъявляемых законодательством к охране таких местностей. Если собственник нарушает такие положения, то уполномоченное ведомство вправе подать заявление в суд для изъятия земельного участка. В случае положительного решения, участок будет изъят и выставлен на торги.

В том случае, если при проведении каких-либо работ выявлено, что территория подлежит включению в состав историко-культурного комплекса, исполнители обязаны приостановить свою деятельность и проинформировать о находке уполномоченный орган (администрация муниципального образования или субъекта РФ, в зависимости от принадлежности земли). В дальнейшем указанный орган должен обеспечить сохранность территории до того момента, как земли будут включены в специальный реестр, а в соответствующую документацию будут внесены поправки.

Зоны охраны объектов культурного наследия

Объектами культурного наследия народов страны называются территории, где установлены исторические памятники или земли, имеющие для государства и населения важное культурное и историческое значение.

В состав объектов наследия входят зоны, на территории которых размещены объекты народного творчества, науки, техники, этнологии или антропологии.

Все объекты подразделяются на три группы:

  1. Памятники.
  2. Ансамбли.
  3. Достопримечательности.

Состав данной группы земель определяется уполномоченным органом власти субъекта РФ или муниципалитетом. Все вопросы, связанные с использованием территорий, регулируются соответствующим ФЗ «О культурном наследии».

Чтобы комплекс был выделен, необходимо определить, в пределах какой территории он расположен и установить специальный правовой режим землепользования, позволяющий сохранить площади в их начальном состоянии. Управление данными участками будет осуществлять тот государственный или муниципальный орган, который установил правовой режим. Эксплуатация территорий происходит в рамках их прямого использования.

Особо ценные земли

В статье 100 ЗК РФ указано, что особо ценные земли – это зоны, в пределах которых находятся природные или искусственные объекты, имеющие важное значение и научную или историко-культурную ценность. В состав указанной группы территорий входят:

  • ландшафты с редкой растительностью или животными;
  • комплексы растительных и животных организмов;
  • редкие образования геологического происхождения;
  • земельные массивы, на которых ведется научная или исследовательская деятельность.

Граждане или организации, располагающие какими-либо полномочиями относительно данных участков, одновременно принимают на себя обязанности по их охране

В данную категорию входят земли сельскохозяйственного назначения, рекреационные комплексы, земельные участки лесных и водных фондов. Также к указанной группе земель относятся участки, на территории которых найдены редкие или находящиеся под угрозой уничтожения почвы.

Правовой режим особо ценных земель определяет порядок пользования территориями данного типа, в отношении которых установлен приоритет необходимости охраны при эксплуатации.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Российское законодательство выделяет группу земель, относительно которых назначен особый правовой режим пользования. Такая группа называется землями историко-культурного использования.
  2. В отношении таких массивов запрещается проведение любых работ, не отвечающих цели их эксплуатации.
  3. Особо ценными землями являются участки, на территории которых находятся архитектурные ансамбли, памятники.
  4. Для данных земель также устанавливается специальный правой режим эксплуатации, нарушение которого может привести к наложению штрафных санкций.
  5. Пользователи или собственники таких земель принимают на себя обязанности по обеспечению сохранности территории.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям историко-культурного назначения и особо ценным землям

Вопрос: Добрый день, меня зовут Анастасия. У нас в городе имеется памятник XVIII века – старый замок. Сейчас он находится в полуразрушенном состоянии. Администрации нет никакого дела до постройки и поэтому вандалы, да и просто невоспитанное местное население, продолжают разрушать замок.

Строение является важным историческим памятником и подлежит научному исследованию. Подскажите, признаются ли такие объекты особо ценными и каким образом это сделать?

Ответ: Здравствуйте, Анастасия. Из описанных вами обстоятельств, замок представляет собой действительно важный культурно-исторический комплекс, который нуждается не только в исследовании, но и, возможно, в реконструкции.

Чтобы решить вопрос положительно, вам следует обратиться в администрацию и указать им на сложившуюся ситуацию в отношении архитектурного ансамбля.

Если никаких действий со стороны администрации не последует, то стоит обратиться к вышестоящим органам власти.

Данный вопрос регулируется ст. 100 ЗК РФ, где указано, что земли, на которых расположены памятники или архитектурные ансамбли, относятся к особо ценным территориям.

Список законов

  • Статья 99 ЗК РФ
  • Статья 100 ЗК РФ
  • ФЗ «О культурном наследии»

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov/zemli-istoriko-kulturnogo-naznacheniya-i-osobo-cennye-zemli/

Письмо Министерства экономического развития РФ от 5 июня 2019 г. № Д23и-18726 “Об ограничении оборотоспособности земельных участков”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России об отнесении земельного участка, предоставленного региональной организации общественно-государственного объединения, к земельным участкам, ограниченным в обороте, и в рамках компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения. Также Минэкономразвития России не уполномочено определять обороноспособность земельных участков.

  • В то же время по существу поставленных в обращение вопросов считаем необходимым отметить следующее.
  • В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) из оборота изъяты земельные участки, занятые зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
  • Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса (земельные участки, изъятые из оборота).
  • В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, устанавливающая исчерпывающий перечень документов, подтверждающих отнесение земельных участков к изъятым из оборота или ограниченным в обороте земельным участкам.

При определении ограничения оборотоспособности земельных участков необходимо учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическое использование земельного участка для обеспечения обороны и безопасности в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности».

С учетом того, что рассматриваемый земельный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования — «Фактически занимаемый спортивный комплекс», не представляется возможным сделать однозначный вывод об изъятии из оборота данного земельного участка либо ограничении его в обороте, поскольку такой правовой режим земельного участка не обеспечивает полное соответствие критериям, установленным пунктами 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса.

Отдельно отмечаем, что по результатам исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2018 г.

N СА-П13-8738, данного по результатам проведенного Счетной палатой Российской Федерации мероприятия «Анализ администрирования земельного налога и налога на имущество организаций, уплачиваемых организациями санаторно-курортного комплекса, находящимися в Краснодарском, Ставропольском краях и Московской области, за 2015 — 2017 годы», Минэкономразвития России направляло в Минфин России предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части ограничения оборотоспособности земельных участков (письмо от 22 февраля 2019 г. N 5006-ВА/Д23и).

ДиректорДепартамента недвижимости А.И. Бутовецкий

Минэкономразвития напомнило, какие земельные участки могут быть изъяты из оборота, а какие — ограничены в обороте.

Также ведомство отметило, что законом не установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих отнесение земельных участков к изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Рекомендуется учитывать категорию земель, вид разрешенного использования, фактическую эксплуатацию участка для обеспечения обороны и безопасности.

Вид разрешенного использования «Фактически занимаемый спортивный комплекс» не обеспечивает полное соответствие критериям, установленным для вышеуказанных категорий земель.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72166190/

Ограничения оборотоспособности земельных участков

Земельное законодательство регулирует оборот земельных участков тремя различными способами:

    1. ограничение оборота земельных участков по объекту (ст. 27 ЗК РФ — перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков);
    2. ограничение оборота по субъектам;
    3. установление особого порядка совершения сделки.

Ограничение оборота земельных участков по объекту

Ограничение оборота земельных участков по объекту установлено ст. 27 ЗК РФ.

Земельные участки, изъятые из оборота:

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами (ст. 27 ЗК РФ):

    1. государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Кодекса);
    2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
    3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
    4. объектами организаций федеральной службы безопасности;
    5. объектами организаций органов государственной охраны;
    6. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
    7. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
    8. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
    9. воинскими и гражданскими захоронениями;
    10. инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земельные участки, ограниченные в обороте

Ограничиваются в обороте не изъятые из оборота и находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки (ст. 27 ЗК РФ):

    1. в пределах особо охраняемых природных территорий;
    2. из состава земель лесного фонда;
    3. в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
    4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
    5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;
    6. в границах закрытых административно-территориальных образований;
    7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
    8. предоставленные для нужд связи (утратил силу с 1 марта 2015 г.);
    9. занятые объектами космической инфраструктуры;
    10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
    11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
    12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
    13. расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
    14. в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Читайте также:  Оценка стоимости здания или сооружения: цели, методы,этапы

Земельные участки, изъятые из оборота, не могут

    • предоставляться в частную собственность, а также
    • быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничение оборота земельных участков по субъектам

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица и совместные предприятия, доля иностранного капитала в которых превышает 50%, не могут быть собственниками земель:

    1. сельскохозяйственного назначения (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);
    2. особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ);
    3. приграничных территорий, перечень которых устанавливается указом Президента РФ (ст. 15 ЗК РФ).

Ст. 95 ЗК РФ устанавливает, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Установление особого порядка совершения сделки с земельным участком

Например, ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г.

N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ogranicheniya-oborotosposobnosti-zemelnich-uchastkov

21. Оборотоспособность земельных участков

Оборотоспособность
земельных участков определяется
земельным, лесным, водным и другим
природоресурсным законодательством.

В
соответствии со ст. 260 ГК собственник
земельного участка свободно владеет,
пользуется, распоряжается им постольку,
поскольку соответствующие земли на
основании закона не исключены из оборота
или не ограничены в обороте.

Изъятые
из оборота земли не могут предоставляться
в частную собственность, а также быть
объектами сделок, предусмотренных
гражданским законодательством.
Ограниченные в обороте земли не
предоставляются в частную собственность,
за исключением случаев, установленных
федеральными законами.

Из
оборота изъяты (п. 4 ст. 27 ЗК) земельные
участки, занятые находящимися в
федеральной собственности объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК);
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Минюста и МВД России;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.
  • ЗК (п. 5 ст. 27) ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки:
  • в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;
  • в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;
  • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК;
  • не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК в границах закрытых административно-территориальных образований;
  • предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • предоставленные для нужд связи;
  • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Оборот земель
сельскохозяйственного назначения
регулируется Законом об обороте земель
(вступил в силу 27 января 2003 г.).

Оборотоспособность
земельных участков представляет со­бой
возможность определять юридическую
судьбу земельного участка его собственником
в пределах, установленных зако­ном,
т.е. распоряжаться им. Данное определение
относится ко всем землям, находящимся
как в частной, так и в государст­венной
или муниципальной собственности.

С точки
зрения оборотоспособности земельные
участки могут быть: оборотоспособными,
ограниченными в обороте, изъятыми из
оборота.

 Оборотоспособность
земельных участков
 –
это такое свойство участков земли,
которое выражается в способности
(возможности) объектов (земельных
участков) свободно отчуждаться или
переходить от одного лица к другому в
порядке универсального правопреемства
(наследование, реорганизация юридического
лица) либо иным способом. Изъятые
из оборота
 земельные
участки не могут быть предметом сделок
и находиться в свободном обороте. Ограниченные
в обороте
 –
это земельные участки, которые могут
принадлежать лишь определенным субъектам
либо нахождение которых в обороте
допускается по специальному разрешению.
Например, к ним следует отнести земли
сельскохозяйственного назначения,
поскольку они могут принадлежать на
праве собственности лишь строго
определенному кругу лиц.

Объектом частной
собственности могут быть оборотоспособные
земельные участки; а в случаях,
предусмотренных законом, – и ограниченные
в обороте земельные участки. Земельные
участки, изъятые из оборота, вообще не
могут предоставляться в частную
собственность и быть объектом частной
собственности.

Земельные участки,
изъятые из оборота, должны быть прямо
предусмотрены в законе (ч. 2 ст. 129 ГК РФ).

Существование
ограниченных в обороте, так же как и
изъятых из оборота, земельных участков
объясняется необходимостью обеспечения
использования этих участков земной
поверхности для конкретных целей в
интересах государства и общества.

Ограниченные в обороте (ограниченно
оборотоспособные) земельные участки
находятся в государственной или
муниципальной собственности, и в случаях,
предусмотренных федеральными законами,
они могут быть переданы в частную
собственность.

Соответственно ограниченно
оборотоспособные земельные участки
могут быть объектом оборота при соблюдении
установленных земельным законодательством
условий (ч. 5 ст. 27 ЗК РФ).

Ограничение
оборотоспособности земельных участков
означает прежде всего ограничение в
передаче таких участков в собственность
граждан и юридических лиц, но не значит,
что исключена всякая возможность их
оборота.

Так, отдельные земельные участки
из земель, предоставленных для нужд
обороны и безопасности, могут передаваться
в аренду или безвозмездное срочное
пользование юридическим лицам и гражданам
для сельскохозяйственного, лесохозяйственного
и иного использования в порядке,
установленном Правительством РФ (ч. 5
ст. 93 ЗК РФ).

Источник: https://studfile.net/preview/6702383/page:24/

Ограничение оборотоспособности земельных участков

Земельный участок как объект недвижимости может быть предметом гражданских и земельных правоотношений. Словосочетание «оборот земельных участков» свидетельствует о том, что речь идет о включении земельных участков в систему рыночных отношений.

Под оборотоспособностью земельного участка следует понимать свободу отчуждения земельных участков от законных правообладателей или перехода их от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если земельные участки не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Эти общие правила оборота определены гражданским законодательством (ст. 129 ГК РФ).

Перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен в п. 4 ст. 27 ЗК РФ. Изъятые из оборота земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ими признаны земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • • государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключениями, указанными в ст. 95 ЗК РФ);
  • • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • • объектами организаций Федеральной службы безопасности;
  • • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • • исполнительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ;
  • • воинскими и гражданскими захоронениями, инженерно- техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках. Их перечень, изложенный в Земельном кодексе РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Изъятие земельного участка из оборота означает лишь то, что по поводу таких земельных участков нельзя совершать гражданско- правовые сделки, а распоряжение ими осуществляется в форме административных актов, которые издают государственные органы, уполномоченные федеральным правительством. При издании таких актов эти органы не наделены полным объемом полномочий собственника. Они не вправе предоставлять такие земельные участки в частную собственность и совершать по поводу их гражданско- правовые сделки.

Другую категорию составляют земли, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. К ним относятся земельные участки:

  • • в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков, отнесенных к изъятым из оборота);
  • • из состава земель лесного фонда;
  • • в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
  • • занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • • предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (не отнесенные к изъятым из оборота);
  • • не отнесенные к изъятым из оборота земли закрытых административно-территориальных образований;
  • • предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • • предоставленные для нужд связи;
  • • занятые объектами космической инфраструктуры;
  • • расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
  • • предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • • загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  • • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
Читайте также:  Кадастровая ошибка, ее выявление и исправление в 2020 году

• в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, указанных федеральными законами.

Ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения целевого их использования в интересах общества и соответствует также предписаниям п. 3 ст. 129 ГК РФ.

В нем сказано, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Например, земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (п. 6 ст. 87 ЗК РФ).

Возможности ограниченного включения в гражданский оборот земель, предоставленных для нужд железнодорожного транспорта, указаны в Федеральном законе от 10 января 2003 г.

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[1] и Положении о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденном приказом МПС России от 15 мая 1999 г. (на сегодняшней день пока действует, хотя МПС ликвидировано).

Согласно названному Положению свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, кроме складов горючесмазочных материалов и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.

Ограничение оборота земельных участков зависит от направления использования и охраны отдельных категорий земель или специально указанных земельных участков. Так, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г.

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»[2] определяет особенности оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.

В частности, он устанавливает, что при совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками не допускается изменение их целевого назначения и разрешенного использования.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и будет рассмотрен далее.

Источник: https://studref.com/569204/pravo/ogranichenie_oborotosposobnosti_zemelnyh_uchastkov

Оборотоспособность земельных участков таблица

Ограничение оборотоспособности земельного участка

» » » Оборот участков земли включает все юридически значимые действия, вследствие которых возникают и прекращаются права на землю. Содержание В узком понимании земельный оборот – это совокупность:

  1. гражданско-правовых сделок с участками;
  2. возникающих на основании таких сделок обязательственных правоотношений.

В широком понимании оборот земельных участков включает все юридически значимые действия и события, вследствие которых возникают, видоизменяются и прекращаются субъективные права на землю. Земельный оборот включает:

  1. предоставление публичных земель физическим лицам, коммерческим структурам и другим организациям в собственность, аренду или временное пользование.
  2. переход участков из одних частных рук в другие;

Земельный оборот является частью общегражданского.

Он предполагает юридическое оформление перехода материальных благ, связанных с владением и использованием земель.

Оборотоспособность земельных участков J

Стр 20 из 32Понятие оборотоспособности объектов гражданских прав сформу­лировано в п. 1 ст. 129 ГК. По общему правилу, объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства: наследования, ре­организации юридического лица, либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Под оборотоспособ-ностью подразумевается возможность отчуждения объекта по договору купли-продажи, мены или дарения либо его перехода от одного лица в порядке универсального правопреемства (в форме наследования или реорганизации юридического лица)1. Оборотоспособность — возмож­ность свободно распоряжаться объектами гражданских прав путем их передачи другим лицам. Указанное общее понятие оборотоспособности применимо и к сфере земельных отношений.

Оборотоспособность земельных участ­ков представляет собой возможность

Ограничения оборотоспособности земельных участков

Земельное законодательство регулирует оборот земельных участков тремя различными способами:

  • ограничение оборота земельных участков по объекту (ст. 27 ЗК РФ — перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков);
  • ограничение оборота по субъектам;
  • установление особого порядка совершения сделки. Ограничение оборота земельных участков по объектуОграничение оборота земельных участков по объекту установлено ст. 27 ЗК РФ. Земельные участки, изъятые из оборота:Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами (ст.
    27 ЗК РФ):
  • государственными

Глава 7

загрязненные опасными отходами, радиоактивными вещества­ми, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся де­градации земли.

К земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки, как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности. Согласно ст.

95 ЗК РФ в случаях, пре­дусмотренных федеральными законами, допускается включение в зем­ли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собствен­ности.

Далее, изъятыми из оборота являются земли, на которых рас­положены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства. В целом, поскольку размещение перечисленных объектов является основанием для изъятия соответствующих земель из оборота, следует считать,

Ограничения оборотоспособности земельных участков

. Оборотоспособность земельных участков — это такое свойство участков земли, которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению).

Соответственно, наличие установленных ограничений по отчуждению или переходу земельных участков от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом свидетельствует об изъятии из оборота или ограничении их оборота.Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами

Оборотоспособность земельных участков

Стр 9 из 18 Правовое регулирование – статья 27 ЗК (ограничения оборотоспособности ЗУ) Выделяются ЗУ, ограниченные в обороте (не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами) и изъятые из оборота (не могут предоставляться в частную собственность и быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством). Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается ЗК, федеральными законами: [ФЗ «Об охране окр.среды», п.

4 ст. 58: запрет изъятия земель природно-заповедного фонда; ФЗ «Об особо охраняемых прир.

террит-ях», ст. 6: природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное

Оборотоспособность земельных участков

.Земельное законодательство регулирует оборот земельных участков тремя различными способами. Во-первых, ограничение оборота земельных участков по объекту.

В статье 27 ЗК РФ содержится перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков. Земельные участки, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

К ним относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками; 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций Федеральной службы безопасности;

Понятие оборотоспособности земельных участков

Время чтения: 3 минутСогласно российским законодательным нормам, действия, связанные с использованием и охраной земель как основного достояния населения РФ, квалифицируются как земельные отношения.

Совокупность норм, которые регулируют эти правоотношения, является правовым режимом земель. Один из признаков, характеризующих наделы как объекты гражданского права, – оборотоспособность земельных участков.

Оборот земли в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями и РФ.

Законодательные акты регламентируют порядок свободного или перехода наделов от одного лица к другому.

Оборотоспособность земельных участков

Стр 9 из 20 Статьей 27 ЗК РФ устанавливаются определенные требования к оборотоспособности и, соответственно, обороту земельных участков.

При этом, в соответствии с данной статьей, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Под оборотоспособностью земельного участка согласно ст.

Соответственно

Комментарий к СТ 27 ЗК РФ

. Ограничения оборотоспособности земельных участков Комментарий к статье 27 ЗК РФ: 1.

В комментируемой статье установлены ограничения оборотоспособности земельных участков. Оборотоспособность является одной из важнейших характеристик объектов прав. С точки зрения оборотоспособности земельные участки могут быть оборотоспособными; ограниченными в обороте и изъятыми из оборота.

Оборотоспособность земельных участков — это такое свойство участков земли, которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению). Согласно п.

21. Оборотоспособность земельных участков

загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель (вступил в силу 27 января 2003 г.).

Возможно Вас так же заинтересует:

Источник: http://nwlb.ru/oborotosposobnost-zemelnyh-uchastkov-tablica-21625/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector